Грандиозная музыкальная драма по трагедии Иоганна Вольфганга фон Гёте — вершина творчества французского композитора-романтика Гектора Берлиоза. Текст поэта композитор трактует свободно, сделав Фауста ярко выраженным романтическим героем. Его мятущуюся душу терзают противоречия, и нигде она не может обрести покой и счастье, ни небо, ни земля не становятся для него пристанищем. И даже смерть юной Маргариты не приносит ему искупления. Само название драмы подчёркивает неизбежную гибель героя, а в финале нарисована скачка Фауста и Мефистофеля на чёрных конях в ад.
Красочные контрасты, смены лирических, фантастических и бытовых сцен, потрясающая оркестровка с новыми приёмами инструментовки — в произведении проявились самые характерные и выдающиеся черты берлиозовского стиля, его талант симфониста в сочетании с театрально-драматическим музыкальным языком.
Берлиоз посвятил произведение своему другу Ференцу Листу, пропагандировавшему его творчество. Первым исполнением дирижировал сам автор. Как и премьеры многих новаторских и выдающихся сочинений, премьера «Осуждения Фауста» завершилась полным провалом.
Драматическая легенда Берлиоза — одно из высочайших достижений музыкального романтизма. На сцене Большого театра оперу представляет один из виднейших режиссёров современности Петер Штайн, обладатель премии Лоуренса Оливье и ряда других международных наград. Над сценографией работал знаменитый австрийский художник Фердинанд Вегербауэр.
Отзывы об опере «Осуждение Фауста»