«Ивонна, принцесса Бургундская» — первая российская постановка польского режиссера Гжегожа Яжины, ученика и последователя легендарного Кристиана Люпы. В его основе — одноименная пьеса Витольда Гомбровича, текст, который Яжина неоднократно интерпретировал на сцене.
Очередная трактовка «Ивонны» посвящена, прежде всего, взаимодействию личности и системы, внутренние законы которой противоречат базовым понятиям этики. Замкнутая юная девушка становится членом королевской семьи — и одновременно катализатором дремлющих конфликтов внутри закрытого сообщества. Абсолютно бессильная, неспособная играть по правилам, Ивонна — инородный элемент в системном механизме, воздействие которого может оказаться необратимым.
Гротескные персонажи псевдоисторического трагифарса Гомбровича — карикатурно преображенные образы людей, с которыми автор встречался в течение жизни, с самого детства. Пограничный характер пьесы, которая застыла на грани саспенса и комедии, в полной мере проявился и в постановке Яжины. Режиссер акцентирует внимание на том, насколько противоестественным является для человека жизнь в системе — образы-маски, к которым обращается Гомбрович, у него становятся метафорой мира, в котором фальшь становится непреложным законом.
Отзывы о спектакле «Ивонна, принцесса Бургундская»