Режиссер считает эту пьесу одной из самых таинственных в литературе. Удивительно, как писателю удалось создать подобную историю страсти в 20-летнем возрасте. Слепая ревность главного героя Арбенина по отношению к жене, вопрос доверия и роль трагических случайностей так сплетены вместе, что сохранили пьесу на века.
Но на сцену пьеса попала с трудом. Лермонтов переделывал драму пять раз, следую распоряжениям цензуры. Ее судьба в Малом театре тоже складывалась сложно. Она появилась на сцене этого театра в 1853 году, да и то частично. А в следующий раз была поставлена только через 100 лет. Прошло еще 50 — и родилась ныне действующая постановка, премьера которой в 2014 году была приурочена к 200-летию Лермонтова.
Она также стала подарком к 70-летию народного артиста России Бориса Клюева, сыгравшего роль Арбенина и выступившего в качестве режиссера спектакля. Оформил постановку легендарный театральный художник Сергей Бархин, основатель кафедры сценографии при РАТИ. А костюмы для спектакля сочинил знаменитый модельер Вячеслав Зайцев. Он рисовал костюмы для многих столичных постановок и уже работал с Андреем Житинкиным над «Пиковой дамой» здесь же, в Малом театре, за два года до «Маскарада». Работа над «Маскарадом» принесла ему особое удовольствие: Вячеслав Зайцев обожает культуру XIX века и поэтому каждый костюм рисовал с легкостью, не пользуясь подсказками других знатоков.
Отзывы о спектакле «Маскарад»