Из имеющихся исторических артефактов получился самостоятельный текст, годный для постановки на театральной сцене. Создатели спектакля — автор идеи Илона Маркарова и режиссер Джулиано Ди Капуа — решили рассказать зрителям о террористической группировке, куда входили молодые революционеры, борющиеся, безусловно, за мир во всем мире, слепо вверившиеся завету «цель оправдывает средства», превратив его в лозунг, в припасенную для батюшки Царя взрывчатку.
Отвественный за декорации художник Сергей Гусев воссоздал на сцене интерьер комнаты разночинца, где — стол, венские стулья, самовар да наряженная елка. Здесь пьют чай, закусывая мандаринами, здесь решается судьба России. С монолагами выступают Вера Фигнер, Вера Засулич, Софья Перовская, а еще — Степняк-Кравчинский, Кибальчич, Гриневицкий. Все те, кто впоследствии, узниками сырых одиночек в Петропавловке, будут перестукиваться через стену, продумывая план побега и одновременно мечтая о героической смерти.
Авторы спектакля действительно видят в народовольцах героев и все же проливают свет на спорные моменты выстроенной ими теории. Само название спектакля, позаимствованное у композитора Глинки, содержит в себе едкий, безжалостный оксюморон, заставляя ко всему прочему проводить параллели между путем активистов партии и сусанинской дорогой.
В Петербурге спектакль шел на сцене тесной галереи «Борей». Впрочем, представление рассчитано для постановки на любой площадке. Главным для авторов было заставить зрителя почувствовать себя на политическом квартирнике, тайными участниками нелегальной сходки. И то, что творится непосредственно на сцене, в плане развития сюжетной линии становится уже не так важно — действо приобретает символический смысл.
Отзывы о спектакле «Жизнь за царя»