Джованни Баттиста Пиранези родился в Мольяно-Венето в 1720 году в семье каменотёса. В 1740 году он переехал в Рим, где стал увлечённо изучать древнее зодчество. Спустя три года он представил публике свой первый цикл гравюр, в которых в полной мере отразился его авторский стиль. Суть его заключалась в стремлении мастера постигать и изображать монументальные сложные архитектурные комплексы.
Его серия гравюр «Виды Рима» — бесценные произведения, детально рассказывающие об облике города в XVIII веке.
Проект «Тюрьмы» — визитная карточка Пиранези. Мрачные фантазии, его «Тюрьмы» — мощные каменные конструкции, в которых намеренно нарушена инженерная логика.
Отец «бумажной архитектуры», он воплотил в жизнь всего одну постройку. Речь идёт о церкви Санта-Мария дель Приорато в Риме, возведённой по заказу Папы Климента XIII.
Экспозицию в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, посвящённую творчеству итальянского гравёра, зодчего, декоратора и коллекционера древностей, составляют более сотни офортов Пиранези, а также графические листы и гравюры его предшественников и последователей, книги, слепки, макеты. Посетители могут составить представление о формировании гения Пиранези и том влиянии, которое он оказал на других художников. Известно, что его философия отразилась на творческих ориентирах Джакомо Кваренги, Винченцо Бренны, Чарльза Камерона, Якова Чернихова, Ивана Леонидова, Константина Мельникова. Офортами Пиранези вдохновляется и современный мастер Валерий Кошляков, чьи работы также можно увидеть на выставке.
Отзывы о выставке «Пиранези. До и после. Италия — Россия. XVIII–XXI века»