Большая Бронная, 29
К сожалению, об этом жилом доме мало что известно, кроме того, что он был построен в 1966 году в популярном в 60—70-е стиле модернизм. В доме проживало множество советских артистов. А всё потому, что представителей этой профессии часто расселяли именно в центре — это стандартная практика, поэтому и здесь оказались квартиры именитых артистов.
Здесь же проживал советский артист Михаил Ульянов. На стене дома в октябре 2009 года торжественно открыли мемориальную доску в память о народном артисте СССР и художественном руководителе театра имени Евгения Вахтангова. Автор мемориальной доски — академик, заслуженный художник России Андрей Балашов.
Памятная доска сделана из гранита и бронзы. На заднем плане изображён бордовый занавес Вахтанговского театра, на фоне которого располагается бронзовый бюст Михаила Александровича. Под ним — бронзовая кинолента, на которой упоминается, что артист жил в доме с 1972 по 2007 год.
В этом же доме, но в другом подъезде проживала семейная чета артистов — Любовь Орлова и Григорий Александров. Известный кинорежиссёр Александров был уже третьим мужем Орловой, а их судьбоносная встреча произошла в 1933 году.
Здесь семья бывала достаточно редко, только когда у Орловой были спектакли в Театре Моссовета. Чаще всего они жили на шикарной даче во Внуково. Александров был одним из любимых режиссёров Сталина. Говорили, что Орлова была музой Иосифа Виссарионовича, поэтому они получали разрешение на многие фильмы, ездили в турне по США, имели лучшие квартиры и шикарную дачу.
Большая Бронная, 2/6
Идём по Большой Бронной дальше почти до конца улицы и встречаем дом, на котором вы можете заметить огромное количество мемориальных досок.
На углу Большой и Малой Бронной улиц стоит кирпичный 16-этажный дом, который выделяется на фоне низкоэтажной застройки. Построен он был по индивидуальному архитектурному проекту в 1968 году. Квартиры в доме получили люди творческих профессий. Вообще подобные дома часто встречаются в переулках и на соседних с Тверской улицах, и все их строили для расселения «сливок общества».
Больше полувека назад квартиры, как в этом доме, были роскошью. Но окажись мы в таком жилье сейчас, нам будет казаться, что здесь тесно — низкие потолки, маленькие комнаты, недостаток освещения. Но всё же такая жилплощадь ценится за особый дух и расположение.
В доме всего 60 квартир, по четыре на каждом этаже. При этом каждая квартира занимает угол здания, а окна выходят на две стороны — в сторону Арбата и Тверской.
На 13 этаже дома работает музей Валентина Николаевича Плучека — очень спорной и достаточно скандальной фигуры в мире театра. Валентин Плучек — талантливый актёр и режиссёр, в прошлом ученик Мейерхольда, который в течение 50 лет был бессменным художественным руководителем Театра Сатиры и жил в доме 30 лет со своей женой Зинаидой Павловной.
В квартире Плучеков три комнаты: по размеру маленькие, но светлые и уютные. Длинный и просторный холл, столовая, кухня, спальня и зал, где собирался весь театральный бомонд второй половины XX века: в гости к Валентину Николаевичу приходили Луи Арагон, Эльза Триоле, Александр Ширвиндт, Андрей Миронов, Марк Захаров, Мария Миронова, Вера Васильева, Ольга Аросева, Питер Брук, Лиля Брик и его не менее знаменитые соседи.
В интерьерах квартиры-музея — всё как при жизни Плучека: картины Шагала и Леже, разные коллекционные фарфоровые изделия, работы Пикассо, картины Фалька, эскиз Левенталя (талантливый художник театра Моссовета) к «Вишнёвому саду», костюм Миронова из «Фигаро» и костюм Папанова из «Ревизора».
Борис Поюровский, попечитель музея-квартиры Плучека, сказал:
«Не просто здесь всё как было, а на тех же гвоздях. Не менялось ничего».
В доме жил и актёр театра Моссовета и кино Ростислав Плятт. Он часто шутил со своим соседом и коллегой Юрием Никулиным.
До переезда в дом на Большой Бронной Ростислав Плятт вместе со своей супругой несколько десятилетий ютились по коммуналкам. Большую часть своей жизни Плятт прожил в Москве и в своей книге «Без эпилога» он в одном предложении очень точно описал столицу тех времён: «Москва театральная всё равно пульсировала, и пульс её был слышен».
Как мы уже говорили выше, соседом Плятта был Юрий Никулин. В этом доме артист прожил с семьёй с 1971 года и до конца своих дней. Здесь же жила вдова артиста Татьяна, которая говорила: «В квартире всё, как было при Юре. Даже его зубная щетка до сих пор в ванной…». Татьяна Никулина скончалась в октябре 2014 года.
Малая Бронная, 30/1
Двигаемся по Малой Бронной в сторону Патриарших прудов и останавливаемся перед домом на пересечении с Малым Козихинским переулком. Здание — памятник архитектуры, который спроектировал архитектор Олтаржевский в 1925—1927 годах. Сразу после строительства квартиру в этом доме получил артист Николай Павлович Смирнов-Сокольский. Его сложно назвать исключительно артистом, так как он соединял в себе две страсти — книги и театр.
Делом его жизни было коллекционирование книг, за что ещё при жизни его называли «рыцарем книги». Его огромная уникальная коллекция содержала первые и прижизненные издания русских классиков, рукописные сборники, альманахи, рисунки различных веков. За свою жизнь Смирнов-Сокольский собрал около 19 000 томов, которые сейчас находятся в Российской Государственной Библиотеке. Также Николай Павлович написал несколько книг о книгах.
Второй страстью Смирнова-Сокольского была сцена. Он был одним из самых известных эстрадных исполнителей XX века. Этой теме он посвятил ещё одну книгу под скромным названием «Сорок пять лет на эстраде». В ней он поднимает проблемы современной ему советской сцены.
Об актёрской столице портал KudaGo вместе с Викторией Фролковой рассказывал в других текстах. Мы искали адреса советских актёров, гуляли по столице Шаляпина и Яблочкиной, изучали дом артистов МХАТ.
Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.
Комментарии к «Большая и Малая Бронные: дома советских артистов»