Как создаются полнокупольные фильмы? Сколько по времени занимает этот процесс и из каких этапов состоит?
Купол — очень благодарное поле для творчества и экспериментов, поэтому полнокупольное кино бывает самым разным. На фестивалях можно встретить документальные, мультипликационные и даже игровые фильмы. Но по большей части на сегодняшний день полнокупольное кино — это анимационное кино в научно-популярном жанре. Соответственно, технологически работает та же схема, что и в классической анимации:
- идея,
- сценарий,
- раскадровка,
- аниматик,
- продакшн,
- постпродакшн.
Но, конечно, есть и свои тонкости. Полнокупольный формат сам по себе достаточно специфичен в плане композиции кадра и работы с камерой, поэтому специалисту, не погружённому в fulldome (полнокупольный продакшн), требуется достаточно много времени для того, чтобы «почувствовать» купол и привыкнуть к особенностям фишай-проекции.
Впрочем, многое зависит от имеющихся ресурсов. На наших довольно приличных мощностях на просчёт одного кадра со сложной симуляцией порой уходит до получаса, то есть при частоте кадров 30 кадров в секунду сцена продолжительностью две минуты в разрешении 4К может считаться, скажем, 2-3 недели. И это только финальная версия! А сколько ещё промежуточных... Плюс, само по себе компьютерное моделирование — весьма трудоёмкий процесс, особенно если речь идёт о научной визуализации на должном уровне.
После сборки всех сцен и монтажа фильма идёт озвучение, написание музыки и саунд-дизайн, мастеринг звука, цветокоррекция, перевод и озвучение на английском, оформление прокатного удостоверения. Я думаю, 7-8 месяцев — некий минимум, чтобы выпустить качественный научно-популярный полнокупольный фильм.
Расскажите про команду, которая работает над созданием таких фильмов — какие специалисты для этого нужны?
Для производства успешного полнокупольного фильма нужна команда специалистов, умело владеющих своим ремеслом и хорошо понимающих друг друга. Сценарист, режиссёр, художник-постановщик, научный консультант, CG супервайзер, композитор, саунд-дизайнер и, конечно, художники компьютерной графики. Последних — чем больше, тем лучше (улыбается).
Помимо творческой работы есть много административных и организационных задач, и здесь важную роль играет хороший, грамотный продюсер. В нашей команде некоторые из этих должностей пересекаются: скажем, один из художников одновременно выступает как сценарист и второй режиссёр, супервайзер компьютерной графики выполняет функции технического художника, а режиссёр занимается в том числе продюсированием. Мне кажется, главное — чтобы все чувствовали себя органично в своей работе и не теряли мотивацию.
А в чём заключается ваша работа режиссёра во время съёмки?
Режиссёр — это человек, который первым посмотрел будущий фильм, у себя в голове. И имея его в своей голове, его задача — максимально ясно доносить задуманное до всех членов команды на всех стадиях производственного процесса.
Он на кончиках пальцев должен чувствовать тот продукт, над которым трудится команда, и быть готовым отвечать за каждый пиксель в изображении и каждую реплику диктора.
Физически работа режиссёра — это работа с людьми и с материалом.
Сначала это разработка режиссёрского сценария и календарно-постановочного плана, а после запуска проекта в продакшн — создание черновой раскадровки и анимации для каждой сцены, поиск стилистического решения фильма (совместно с художником-постановщиком) и далее, собственно, режиссура на всех этапах производства фильма.
Также на всём протяжении проекта, как правило, идёт фоновая работа с текстом сценария, то есть это редакторская работа в паре со сценаристом. Художникам режиссёр даёт обратную связь по всем наработкам, а когда возникают трудности, ищет альтернативные решения, позволяющие оптимизировать производство и не потерять замысел.
Иногда, конечно, режиссёр может самостоятельно сделать весь фильм целиком, но на проектах такого уровня, до которого сегодня доросла Студия, режиссёр — это, безусловно, командный игрок. Он взаимодействует со всеми членами коллектива, поэтому чем больше он умеет сам, чем глубже он разбирается в нюансах производственного процесса, тем лучше он понимает своих коллег. Очень важно, чтобы все в команде мыслили похожим образом и говорили на одном языке.
Как рождаются темы и придумываются сюжеты для фильмов?
Как и все кинозамыслы, темы для полнокупольных фильмов рождаются из самых разных источников. Например, фильм «Разноцветная Вселенная» вырос из цикла научно-популярных лекций Анатолия Засова о всеволновой астрономии, которая имела большой успех. Фильм «Путеводные звёзды» — из нашей одноимённой звёздной программы об основах астронавигации, которую тоже очень тепло приняли. Мы всегда прислушиваемся к нашему зрителю: например, сейчас мы делаем фильм о планетах Солнечной системы, потому что именно на эту тему поступает множество запросов.
Как часто обновляется коллекция полнокупольных фильмов в Планетарии и почему это происходит? Разве информация в них устаревает?
Мы стараемся поддерживать репертуар свежим и разнообразным. Обычно в наличии около 10 разных фильмов, из которых 6-7 идут в Большом Звёздном зале и ещё 3-4 — в двух других наших залах.
Что изменилось после реконструкции Планетария, и как это повлияло на качество фильмов?
Я работаю в Планетарии с 2010 года, то есть как раз с реконструкции. Сначала наше собственное производство ограничивалось только звёздными программами. Это был очень насыщенный этап развития, ведь помимо творческой работы, нужно было осваивать совершенно новый арсенал технических средств: оптоволоконный аппарат звёздного неба «Универсариум М9», световые, звуковые и проекционные системы — все наши залы оснащены сложным оборудованием, с которым необходимо было «подружиться». Со временем мы стали делать наши звёздные программы «гибридными», где невероятная (оптическая) картина звёздного неба сочетается с цифровой проекцией.
Спустя несколько лет мы стали одними из пионеров полнокупольного кино в России, а теперь наши фильмы занимают достойное место в индустрии и даже задают определённую планку качества. Например, в 2022 году мы выпустили первый в РФ полнокупольный фильм в разрешении 8К.
С тех пор, как мы с Фаиной Борисовной Рублевой, научным директором Планетария, сделали нашу первую звёздную программу, прошло уже больше 12 лет, и я поистине горжусь командой Планетария и теми успехами, которых нам удалось достичь.
Насколько достоверны изображения небесных тел, которые показывают в полнокупольных фильмах?
Мы очень внимательно подходим к вопросам научной достоверности. Иногда в рамках одного проекта мы привлекаем сразу нескольких научных консультантов, узко специализирующихся каждый в своей области. Весь процесс создания фильма или звёздной программы обязательно курируется научно-методическим отделом Планетария, благодаря чему мы можем вовремя выявлять допущенные неточности. То же касается закупаемых фильмов — все они ещё на этапе отбора проходят строгий научный контроль.
На кого ориентированы фильмы в Планетарии? Ваши основные зрители — это дети или всё-таки материал серьёзный и рассчитан на родителей, которые потом поясняют детям, что к чему?
У нас в Планетарии несколько площадок, где идут фильмы: это Большой Звёздный зал, Малый Звёздный зал и 4D-кинотеатр. В основном наш контент ориентирован на семейную и школьную аудиторию (6+). В репертуаре также всегда есть и несколько сеансов, рассчитанных на подготовленного зрителя или более взрослую аудиторию: это фильмы на сложные темы вроде тёмной материи или астрохимии. Наравне с этим мы развиваем и более детское направление: например, в Малом Звёздном зале идёт замечательный полнокупольный фильм «Мышата и Луна», который будет понятен даже четырёхлетке.
Что же касается разъяснений, то в каком-то смысле мы как раз и стимулируем возникновение этих самых дополнительных вопросов после просмотра, ведь ни одну тему нельзя полностью раскрыть за полчаса, что идёт фильм.
С каких фильмов из программы Планетария вы рекомендуете детям начать знакомство?
Сеанс в Большом Звёздном зале, как правило, состоит из двух частей: звёздная программа и полнокупольный фильм. Младшим школьникам, а также тем, кто ещё не знаком со звёздным небом, я бы порекомендовала сеансы с программой «Путеводные звёзды», взрослым и детям постарше — с программой «Небо в движении».
Что касается фильмов, то мы достаточно часто обновляем репертуар, поэтому советую читать описания на сайте и подбирать наиболее интересную для себя тему. Из «постоянной экспозиции» рекомендую фильм производства Московского Планетария «Разноцветная Вселенная», завоевавший рекордное число призов на кинофестивалях.
Комментарии к «Наша задача — увлечь и заинтересовать»: интервью с режиссёром и руководителем киностудии Московского Планетария Тамарой Столбовой»