Москва советская
Образ столицы в советских фильмах был разным. В документальном фильме «Москва» Михаила Кауфмана и Ильи Копалина можно увидеть Красные ворота, Тверскую и Кузнецкий мост образца 1920-х годов.
Суету на улицах города необычно запечатлел Дзига Вертов в экспериментальном фильме «Человек с киноаппаратом». Эта документальная работа отражает жизнь людей на пороге 30-х, а также общие приметы времени: плакаты, культурные мероприятия, транспорт и множество других деталей, оставшихся пейзажными мазками в истории.
Архитектуру и перемены в Москве 30-х годов удачно запечатлел Григорий Александров в фильме «Цирк». Благодаря истории цирковой артистки Мэрион Диксон и её приключениям в СССР можно заметить, как менялась столица. Обратите внимание на символику на башнях в Кремле. Ведь через несколько месяцев после окончания съёмок двуглавые орлы будут заменены на красные звёзды.
В советском кино было запечатлено и военное время в Москве. «Летят журавли» Михаила Калатозова показывают столицу на пороге Великой Отечественной. За время военных действий Москва претерпела много изменений, и режиссёру удалось запечатлеть город в состоянии тревожности, безнадёги и на пороге новой страницы в истории. Фильм Калатозова получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. Он остался единственным советским фильмом, который произвёл такой триумф на смотре.
Любопытно Москва показана в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Там Москва Ивана Грозного граничит с Москвой 70-х. А царь, глядя на оживлённый центр столицы из квартиры Шурика, что на Новокузнецкой улице, произносит крылатое: «Лепота!».
Развивающаяся инфраструктура столицы подчёркнута в мелодраме «Романс о влюблённых» Андрея Кончаловского. Прошлая любовь главного героя остаётся жить в Трубниковском переулке, пока он вместе с новой возлюбленной обживается в совсем недавно построенном новом районе.
Москва романтичная
Продолжая тему влюблённости, поговорим о Москве как о городе романтичном. Главный фильм на эту тематику, конечно же, «Про любовь» Анны Меликян. В институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Рената Литвинова читает лекцию о любви и сексуальности, два иностранца находят друг друга, косплееры погружаются в реальную жизнь, а секретарша получает эротическое предложение от начальника. Улицы столицы сводят вместе незнакомцев раз и навсегда, а страстные и романтичные истории начинаются внезапно и почти всегда ведут к хэппи-энду.
Ищут любовь в Москве и три героини из ленты Юлии Беловой «Городские птички». Завязка отдалённо напоминает фильм «Москва слезам не верит», где три девушки приехали в большой город, чтобы попытать счастье. Но мелодрама Беловой более камерная и весёлая. Здесь есть место и актуальным проблемам столицы, и вечным вопросам любви.
Например, молодой алтарник в тату-художницу в «Страстях по Матвею». Герои находят друг друга в небольшом храме на Лодочной в Тушино, а ночами катаются на самокатах по многочисленным набережным, мимо Красной площади, храма Василия Блаженного и других узнаваемых мест.
А вот Андрей Зайцев в «14+» отправляется на окраины Москвы. Там он рассказывает историю современных Ромео и Джульетты, которые учатся в школе и влюбляются друг в друга. Романтика спальных районов и московских дворов знакома почти каждому.
Москва 1990-х и 2000-х
Московские 90-е точно отображены в культовом сериале «Бригада», который вышел на телеэкраны в 2002 году. Почти весь фильм снят в Москве. Например, дом Саши Белого находится в Бирюлёво на Востряковском проезде. Несколько раз герои возвращаются на Воробьёвы горы как на символическое для них место.
Ещё один фильм о неспокойных временах тоже немного затронул Москву, хотя принято считать его больше петербургским. Но таковым является лишь первый «Брат», а вот «Брат 2» захватывает кусочки Москвы. В нём можно увидеть Данилу Багрова на фоне дворца Шереметьевых. Да и в целом район Останкино полностью. Также мелькают станция метро Таганская, переулки возле Трубной, Смоленская набережная, гостиница «Россия», на месте которой теперь парк «Зарядье», знаменитые Сандуновские бани, которые теперь работают как музей. И Красная площадь, конечно же.
Антуражная Москва периода нулевых показана в «Ночном дозоре» Тимура Бекмамбетова. Борьба мистических сил света и тьмы разворачивается на улицах города. В кадре можно увидеть Химкинское водохранилище и Северное Тушино, легендарный бассейн «Чайка» в уже тогда элитных Хамовниках, Крымский мост и районы станции метро «Парк культуры». Из интересного — Рижский рынок, на котором раньше можно было купить практически всё. Сейчас там большая цветочная база. Многие здания столицы Бекмамбетов адаптировал под свою вселенную. Станция «Красные ворота», Министерство сельского хозяйства, Большой театр — всё это важные для сюжета места, которые несут отличную от реальности функцию.
Москва фантастическая
Москва не раз использовалась как город будущего или место действия для альтернативной реальности. В фэнтези «Последний богатырь: Посланник тьмы» герои после сказочного Белогорья попадают в Москву XXI века, которая почти не отличается от современной. За исключением того, что здесь внезапно может появиться портал в другую вселенную, а на Котельнической набережной произойти битва с тёмными силами.
А вот действие фантастической ленты «Притяжение» Фёдора Бондарчука разворачивается в Чертаново. Здесь Москва даже не столько фантастическая, сколько постапокалиптическая. Ведь на знакомые улицы города приземляются инопланетяне, с чего и начинается масштабная катастрофа. Но жителям столицы переживать не стоит — почти все локации спроектированы с помощью компьютерной графики. Поэтому разрушаются лишь точные копии знакомых улиц и районов.
Иностранная киноиндустрия тоже любит выбирать Москву как город для фэнтезийных сюжетов. К примеру, «Обитель зла: Возмездие» — пятый фильм из серии лент, снятых по видеоигре Resident Evil — Пол Андерсон частично снимал в России. Съёмочной группе выделили пять часов на съёмки сцен на Красной площади, а также разрешили использовать станцию метро «Арбатская».
Москва гламурная
Жизнь в большом городе, а особенно в столице часто ассоциируется с чем-то дорогим и роскошным. Отчасти эти стереотипы усилило и кино. Этому посвящена дилогия «Духless», которая рассказывает о жизни топ-менеджера Макса. Большие деньги, дорогие машины, модные клубы и офис в бизнес-центре «Москва-сити». Столица показана сквозь стеклянные современные постройки и кажется абсолютно недоступной для большинства.
Ещё один миф о Москве гламурной был воспет в районе Патриков. Там располагаются ресторан Trattoria Scampi, бар «Давно», кафе Uilliam’s и многие другие элитные места. Именно здесь разворачивается действие ленты «Беспринципные», снятой по мотивам прозы Александра Цыпкина. Среди пейзажных панорам можно узнать даже премиальный ЖК «Патриарх» — именно в нём по сюжету живёт главный герой Славик.
Несколько другая сторона гламурной и малодоступной жизни показана в драме Вадима Перельмана «Купи меня». Три девушки пытаются обеспечить себе красивую жизнь в столице за счёт богатых состоятельных мужчин. Светские тусовки, дорогие рестораны и всеобщее лицемерие — утрированный мир современной московской жизни.
Москва современная
И, конечно, Москва, как и любой другой мегаполис, живёт энергичной активной жизнью. Всеобщую суету отлично показывает «Москва, я терплю тебя». Зритель узнает здесь Киевский вокзал, Манежную площадь, Большой театр, «Москву-Сити». Всё это показано глазами обычного прохожего, который вечно куда-то торопится.
Спешку и быстроту жизни подчёркивает не раз и Оксана Бычкова — в «Плюс один» и «Ещё один год». В обеих лентах нужно фокусироваться не столько на достопримечательностях, сколько на общем образе города. Вечно торопливом, непростом, да и чаще всего для одиночек, которые не теряют надежду на счастье.
Совсем другая Москва запечатлена в фильме Андрея Звягинцева «Елена». Борьба социальных классов, как и всегда бывает у режиссёра, вынесена в плоскость вечных смыслов. Москва же показана на контрасте: пустынные улицы центра и дорогие интерьеры сталкиваются с мрачностью и безнадёгой окраин.
Однако же, какой увидеть Москву — решает каждый самостоятельно. Ведь даже сталкиваясь с ритмом города, одиночеством и трудностями, можно всё равно превратиться в Алису из «Русалки» Анны Меликян. Московская аллюзия на «Амели» напоминает, как важно мечтать и окрашивать пространство вокруг в собственные яркие краски.
Текст — София Маргацкая.
Комментарии к «Москва-красавица: как менялся облик столицы в кино»