Чем интересно творчество Рушевой?
Рисунки Нади Рушевой — явление незаурядное. Они поражают композицией, лаконизмом, глубиной замысла и вкусом. Каждый рисунок словно поёт, рассказывает о волшебной стране. Её творчество лишено сомнения в искренности изображаемого. Эта убеждённость покоряет и заражает зрителя. За рисунками возникает характер и индивидуальность автора.
Многочисленные иллюстрации к литературным произведениям — более 4000 рисунков — дают представление о необыкновенно широком круге чтения художницы, и не просто чтении, а глубоком понимании, своеобразном толковании этих книг. Среди любимых ею авторов — Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Аксаков, Тургенев, Толстой, Булгаков, Грин, Блок, Есенин, Шекспир, Рабле, Гюго, Дюма, Диккенс, Андерсен, Твен, Сент-Экзепюри и многие другие писатели и поэты.
Жизнь всегда оставляет мало времени людям гениальным. Короткий отрезок её жизни — всего 17 лет — был заполнен не по возрасту напряжённым трудом. Девочка начала рисовать с пяти лет, и рисунок сразу стал для неё способом освоения бытия. Надя жила и мыслила рисунком. Она не рисовала с натуры и не знала бесконечных штудий. Она рисовала мыслимое и прочувствованное.
Рушева была художницей-самоучкой. Видя талант дочери, родители намеренно не отдали её в художественную школу. Почему?
Огромную роль в формировании таланта девочки сыграла творческая атмосфера семьи, близкие, доверительные отношения с отцом. Театральный художник Николай Константинович Рушев позволил свободно развиваться способностям дочери, и впоследствии принятое им решение не отдавать Надю в художественную школу поддержали скульптор-анималист академик Василий Ватагин, искусствовед Наталья Дёмина и несколько известных художников, которые считали, что главное в таланте Нади — её необыкновенное воображение, которому научить невозможно. Дальнейшая судьба художницы это подтвердила.
Лишь с декабря 1962 года она стала заниматься в студии дворца пионеров, где ее наставница Людмила Магницкая предоставила ей полную свободу, давая лишь организующие задания, которые помогали Наде развивать её великолепную фантазию.
Если бы стиль Рушевой можно было описать тремя ёмкими словами, что это были бы за слова?
Надя Рушева творила в технике линейной графики. Главное в её стиле были лаконизм, построение композиции и невероятное воображение. Экспрессия, пропорции фигуры в рисунках Рушевой показывает её личное восприятие. Лёгкость, стремительность, гениальная краткость, артистизм — вот те слова, которыми можно охарактеризовать стиль Нади Рушевой.
Некоторые специалисты сравнивают работы Рушевой с произведениями Матисса. В чём тут сходство?
Надежда Рушева не имеет предшественников в графике в прямом смысле. Её путь в искусстве качественно нов. Её линейная графика уникальна в многовековой истории этого вида искусства. Недаром в учебнике графики немецкие специалисты приводят в качестве высших образцов линейной графики работы Нади Рушевой. Если всё-таки попытаться искать, кто же ближе других художников к технике её рисунка, то это, наверное, Анри Матисс.
Японцы называют Рушеву «Моцартом в изобразительном искусстве». Откуда такая параллель?
Моцарт рисунка… Так после выставки в Японии о ней отзывалась восточная публика. Тонкая, нежная, одновременно строгая и лаконичная линия рисунков Нади, очевидно, оказалась близка японцам, их утончённому ощущению формы, росписям на фарфоре, веерах, кимоно.
Аналогия с Моцартом не случайна. Особенность стиля Нади Рушевой заключалась в том, что девочка никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Она всегда рисовала с первой попытки, как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет.
Надя Рушева:
«Я их заранее вижу... Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».
Это была чистая импровизация! И рисунки её — линейные, витиеватые, артистичные «лились» как мелодия, прекрасная и гениальная. В каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции — часто всего несколькими линиями, как композитор или музыкант точными нотами творит музыку.
Вторая отсылка к Моцарту — это отношение к Наде Рушевой как к национальному достоянию мирового значения. Её имя стоит в одном ряду с великими гениями: Пушкиным, Чайковским, Матиссом, Бетховеном, Толстым, Врубелем, Шагалом, Моцартом…
Какая серия Рушевой наиболее близка лично вам?
Для меня самым любимым и близким циклом работ Нади Рушевой являются иллюстрации к роману «Война и мир» Толстого. Эти 75 рисунков — её юное прочтение великого романа. Если она рисует своего любимого Пьера Безухова, то он умный, волевой, симпатичный, каким и я его вижу. То он спасает чужого ребёнка при пожаре Москвы. Или вот он безоружный бросается спасать женщину от пьяного французского мародёра. Или как при расстреле поджигателей чуть не погибает вслед за юным мастеровым.
Долохов Нади Рушевой, как и в описаниях самого Толстого, — молодой, энергичный, вызывающе красивый, дерзкий. Наташа Ростова полна устремлённости, напряжённости, лирической взволнованности, она юная и прекрасная. Вот она отдаёт графские подводы раненым солдатам или наслаждается волшебством ночи в Отрадном. Замечательной человеческой теплотой передала художница волнение молодости.
Почему на надгробии Рушевой воспроизведён именно её рисунок кентавра?
31 января этого года Наде Рушевой могло бы исполниться 70 лет. К сожалению, она умерла, когда ей было всего 17… Никто не мог предположить, что художница уйдёт из жизни так рано. Собираясь утром в школу, она просто потеряла сознание. Врачи пять часов боролись за её жизнь, но в сознание она уже так и не пришла.
Василий Ватагин, график и скульптор:
«Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Наденьки Рушевой. Да, гениальной… Теперь уже нечего бояться преждевременной оценки».
Как сложилась бы творческая судьба талантливой юной художницы, прожившей столь недолго? Выбрала бы она профессию художника-мультипликатора, о которой мечтала ещё с детства, или стала бы художником книги? Очевидно одно — её жизнь была бы обязательно связана с творчеством, изобразительным искусством, литературой.
Жизнь этой девочки была короткой, но яркой, как комета. С могильного памятника Нади Рушевой на этот мир смотрит кентаврёнок (один из героев её цикла «Кентавры») — необычный ребёнок с очень серьёзным взглядом. Такой же, какой была сама Надя, маленькая девочка, так по-взрослому смотрящая на этот мир!
За свою недолгую жизнь Рушева создала более 10 тысяч работ, а в коллекцию вашего музея входят более 3,5 тысяч рисунков. Почему на выставке представлены именно произведения, касающиеся жизни и творчества Пушкина и Булгакова?
В 1987 году Наталья Ажикмаа, мать художницы, передала рисунки дочери в Советский фонд культуры. В 1988 году в Государственном музее Пушкина состоялась большая выставка творческого наследия Нади Рушевой. А через несколько лет, по желанию матери, основной архив художницы был передан Фондом культуры в собрание Государственного музея Пушкина – любимейшего поэта Нади Рушевой, неизменного источника её вдохновения.
В скором времени в музее на Пречистенке было создано открытое мемориальное хранение «Коллекция Нади Рушевой» — основной художественный архив художницы, насчитывающий сейчас 3,5 тысячи единиц рисунков.
На выставке экспонируется лишь небольшая часть работ Нади Рушевой. Это 65 графических листов, посвящённых жизни и творчеству Пушкина и первые иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» Булгакова. Это не случайно! Пушкин всегда оставался для Нади «самым родным поэтом». Она постепенно постигала мир его творчества.
Надя Рушева:
«Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время. Потом, когда сама научилась читать, делала рисунки к „Медному всаднику“, „Повестям Белкина“, „Евгению Онегину“».
Настоящая известность пришла к художнице благодаря «Пушкиниане». Когда Рушевой исполнилось 16 лет, её иллюстрации к произведениям Пушкина увидел на выставке известный российский пушкинист Александр Гессен. Он предложил школьнице проиллюстрировать свою книгу «Жизнь поэта», а заодно пофантазировать на тему рисунков Пушкина, сделанных поэтом на полях рукописей.
Так возник уникальный цикл в стилистике пушкинских рисунков, где Надя словно восстановила утраченные лицейские наброски поэта, изображения его друзей. Листы из этого цикла представлены на выставке.
Она умела инсценировать сюжеты своих рисунков. Например, никто никогда не изображал Пушкина в кругу семьи. У неё — Пушкин с детьми, он кормит Машу, свою годовалую дочь. А вот Пушкин — сам маленький ребёнок на руках у мамы.
Но, пожалуй, самое удивительное в творчестве Нади — это иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот роман тогда был запрещён цензурой, его читали тайком. В 1967—1968 годах в журнальном варианте были напечатаны отдельные главы. Каким-то образом к 15-летней девочке попали эти журналы, и она стала первым художником, создавшим иллюстрации к культовому роману Булгакова.
Елена Булгакова была для писателя прообразом главной героини его романа — Маргариты. На рисунках Рушевой Маргарита похожа на свой оригинал так, как будто Надя рисовала с натуры, хотя с женой Булгакова она никогда не встречалась. Поражает и глубокое проникновение юной художницы во взрослые чувства, и в изображённые писателем исторические эпохи, и виртуозный гротеск, с которыми нарисованы московские сцены романа.
Как вы советуете подготовиться к посещению выставки?
С каждым из нас рисунки Нади Рушевой говорят на разные голоса. А какую историю они рассказывают вам, вы сможете узнать, придя на нашу выставку.
Надя Рушева за свой короткий век проиллюстрировала более 50 русских и иностранных авторов. Прочесть или перечитать их всех за короткий срок (выставка продлится до конца марта) практически невозможно. Поэтому мы рекомендовали бы обратить ваше внимание на те произведения, которые через иллюстрации Рушевой экспонируются в залах музея: книги Юрия Михайловича Лотмана, посвящённые жизни и творчеству Пушкина, «Евгений Онегин», «Сказка о золотом петушке» и роман «Мастер и Маргарита». А попав на нашу выставку, вы сможете сравнить ваши представления о героях этих книг с тем, какими их увидела юная художница.
Комментарии к «Моцарт в изобразительном искусстве»: готовимся к походу на выставку Нади Рушевой»