Дом на ножках
Переходим от Ажурного дома из первой части к соседнему зданию, которое стоит на пересечении Ленинградского шоссе и Третьего транспортного кольца — Дом на ножках.
Считается, что жилой дом на Беговой — самый художественно выразительный из экспериментальных жилых домов 1970-х. В здании можно заметить черты архитектуры Ле Корбюзье. Не зря его иногда называют московской версией марсельской живой единицы.
Главная особенность московского здания (как и у марсельского прототипа) в том, что его опоры и трапециевидное дно отлиты из монолитного железобетона. Такой метод редко допускался в советском строительстве, но это делает ножки выразительнее. Кстати, на опорах мы можем рассмотреть свидетельства их отливания — следы от деревянных балок. «Ножки» не оштукатурены, что придаёт зданию больше монументальности.
Но и выше пластичность корпуса не ослабевает. Дом как будто покрыт панцирем: панели его стен состыкованы не в одной плоскости, а внахлёст, кажется, будто край верхней прикрывает нижнюю. Сами архитекторы объяснили это стремлением избежать промокания и продувания межпанельных швов.
Также обратите внимание на своеобразные башни, придающие многоквартирному жилью сходство с замком. Но помимо архитектурных изысков они выполняют и противопожарную функцию. Вынесенные за пределы корпуса лестницы с открытыми бойницами при пожаре не задымляются и поэтому более безопасны при эвакуации.
Зачем же такому массивному дому ножки? 12-метровые опоры (в высоту это около трёх этажей) скорее служат данью работе Ле Корбюзье. Но также они позволяют загазованному воздуху быстрее рассеяться и снижают уровень шума автомобилей в квартирах жильцов. Планировалось сделать белую керамическую облицовку, но денег на реализацию не хватило.
Стадион «Динамо»
Двигаемся в сторону станции метро «Динамо» и переходим к спортивной истории одного из самых старинных стадионов Москвы. Во время строительства второй очереди метрополитена, в 1938 году, к нему специально подвели ветку метро.
Стены станции метро «Динамо» украшены медальонами. На них изображён 21 вид соревнований, по которым проводилась Спартакиада народов СССР. Для большинства барельефов прототипами служили реальные спортсмены. Например, футболист — Григорий Федотов, а конькобежка — Мария Исакова. На первом от южного выхода медальоне с изображением горнолыжника есть надпись: «Янсон-Манизер, 1933».
А вот наземный вестибюль проектировал один из самых заметных советских архитекторов — Дмитрий Чечулин. Изначально он планировал построить один павильон со входами и выходами, расположенными с двух сторон улицы, но в итоге сделал два симметричных, но с одной стороны. Это позволило развести потоки пассажиров и монументально оформить пространство перед стадионом.
Перейдём к истории строительства стадиона. 18 апреля 1923 года в Москве было создано спортивное общество «Динамо», которое стало одним из первых в спортивной жизни СССР. Именно эта дата считается днём рождения футбольного клуба «Динамо». Но только что образованной команде нужен был свой стадион. Для его строительства долго выбирали место, и остановились на Петровском парке, важном для российской истории, но об этом чуть позже.
Стройка активно велась с 1927 года, когда правительство СССР приняло решение о проведении грандиозного физкультурно-спортивного праздника. Его назвали Всесоюзной Спартакиадой, тем самым отметив 10-летие нового советского государства. Соревнования проходили с 12 по 24 августа 1928. На Спартакиаде был представлен 21 вид спорта, а в самих соревнованиях приняло участие более 7 000 спортсменов, включая множество иностранных атлетов.
В середине 1930-х годов провели крупную реконструкцию стадиона:
- трибуна приняла привычную форму овала;
- на ней появились дополнительные уровни;
- футбольное поле углубили на несколько метров;
- теперь стадион вмещал более 50 000 зрителей;
- появились три новых больших зала для занятий спортом и технические помещения.
Но до наших дней оригинальная конструкция стадиона не дожила — «Динамо» значительно перестроили. Но под огромным куполом нового спортивного комплекса мы ещё можем разглядеть фасад того первого и очень важного для молодого советского народа пространства.
Петровский путевой дворец
По соседству с «Динамо» мы видим представителя другой эпохи, одно из самых великолепных зданий в Москве — Петровский путевой дворец.
Петровский путевой дворец был построен в XVIII веке по приказу императрицы Екатерины II известным московским архитектором Матвеем Казаковым. Здание было построено в стиле романтической неоготики с потрясающим ярким и смелым декором и украшением кирпичами двух цветов (вспоминанием наше знакомство с территорией фабрики «Большевик» или вспоминаем усадьбу в Царицыне). Многие элементы декора, использованные в оформлении дворца, встречаются в других архитектурных стилях:
- стрельчатые арки и окна напоминают готику;
- звёзды на остроконечных башнях — барокко;
- бочкообразные колонны — древнерусский стиль;
- композиция — классицизм.
Дворец служил местом отдыха императорской семьи и сопровождающей их свиты перед въездом или отъездом из города. Дворец находился на главной дороге, которая вела в столицу Российской Империи — Петербург. Отсюда и название — «путевой».
Во время печальных событий 1812 года в Петровском путевом дворце остановился Наполеон со своей свитой и именно отсюда он с грустью наблюдал за горевшим городом, который хотел захватить. После войны здание разграбили, а позднее восстановили.
Александр Пушкин в «Евгении Онегине» писал про дворец:
«Вот, окружён своей дубравой, Петровский замок. Мрачно он Недавнею гордится славой. Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоённый, Москвы коленопреклонённой С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приёмный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. Отселе, в думу погружён, Глядел на грозный пламень он».
Здание в разное время переходило из рук в руки, а сейчас принадлежит мэрии Москвы и попасть на территорию не так-то просто.
От Петровского парка сохранилась лишь малая часть. Она напоминает об огромном парке рядом с Москвой, где вся московская богема любила проводить своё свободное время. По сути это было популярное аристократическое дачное место. В этом парке строились дачи для крупных купцов-меценатов, таких как Иван Морозов или Николая Рябушинского.
Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.
Комментарии к «Погуляем по Ленинградке? Путешествие сквозь века по легендарному шоссе. Часть 2»