Хотя все мы привыкли видеть бронзового поэта на этой площади, изначально он стоял в другом месте. Его установили в 1880 году на Тверском бульваре, чётко напротив нынешнего места, на противоположной стороне улицы Тверской.
В 1860 году выпускники Царскосельского лицея запустили благотворительную акцию по сбору средств на создание первого в России памятника великому русскому поэту. За 10 лет активисты собрали небольшую сумму и решили объявить сбор повторно. В это же время был объявлен конкурс на создание памятника. В 1875 году состоялся конкурс проектов, на котором первую премию присудили известному скульптору Александру Опекушину. Именно его проект мы видим на площади.
Этот монастырь давал название площади — Страстная — и бульвару за святыней. Поэтому расположение и поза памятника имели больше смысла, чем сейчас.
Московский женский Страстной монастырь был основан в 1654 году у ворот Белого города ещё при первом царе из рода Романовых, Михаиле Фёдоровиче. Своё название монастырь получил в честь Страстной иконы Божьей Матери, которая находилась в Нижнем Новгороде. По преданию, эта икона подарила исцеление от страшной болезни одной женщине, поэтому царь велел доставить святыню в Москву. Место встречи города с иконой находилось у Тверских ворот Белого города. Там же в 1646 году построили пятиглавый храм с крестами. В него же и поместили икону.
Территория монастыря была небольшой (как современная территория от памятника Пушкина до Страстного бульвара), но на ней располагался целый церковный комплекс: собор Страстной иконы Божией Матери (1641–1646), придел Нила Столобенского, придел Николая Чудотворца, придел Архангела Михаила, придел святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, трапезная, церковь Алексия Человека Божия (1849–1855), а ещё церковь Антония и Феодосия Печерских (1898–1899).
После революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, однако ещё несколько лет на его территории проживали более двухсот монахинь. Тогда же в кельях разместили различные учреждения, а колокольню и ворота использовали в рекламных целях и «украшали» агитплакатами.
В 1931 году Страстную площадь переименовали в Пушкинскую, а в связи с реконструкцией Тверской улицы храмовый комплекс решили снести. И около 30-ти лет это место пустовало.
На месте Страстного монастыря разбили скромный сквер, а Пушкин «перешёл» улицу, или как многие тогда шутя говорили: «Пушкин прошёл через Горького». На противоположной стороне улицы выросли сталинские дома, которые визуально изменили образ архитектурной застройки некогда исторически важной площади.
Специально построенный и открытый ко второму Московскому международному кинофестивалю кинотеатр станет и главным залом, и вообще символом 60-х годов. Ещё до открытия кинотеатра его прогулочный стилобат появился в культовой кинокартине Гайдая «Я шагаю по Москве».
Символична и архитектура здания. Вздёрнутый козырёк олицетворяет порыв вверх и в светлое будущее, хотя и является исключительно декоративным элементом. Интересна выпирающая консоль, в которой располагается балкон зрительного зала. Идея подобного архитектурного решения была взята у Константина Мельникова и его проекта Дома культуры имени Русакова.
Помимо темы полёта, в здании можно заметить ещё одну важную метафору — это тема лёгкости и прозрачности. Кинотеатр не только являлся самым большим кинотеатром в СССР (более 2500 мест), так ещё и внутри можно было увидеть самый большой витраж. Обратите внимание на вход в фойе: он остеклён с трёх сторон и кажется совсем невесомым.
Кинотеатр был трёхзальным: основной большой зал на 2500 мест, малый зал для демонстрации мультфильмов на 200 мест и второй малый зал для демонстрации хроники — тоже на 200 мест. Размер экрана большого зала — 29 метров, что тогда поражало зрителей своей масштабностью.
Здание кинотеатра сильно изменило облик площади. Теперь это не просто сквер и пустырь, а многоуровневое общественное пространство, первое в своём роде в 60-е годы. Достигли этого просто — за счёт лестничного пролёта, ведущего к кинотеатру и переброшенного над проезжей частью. Так образовалось большая единая прогулочная зона и любимое место встреч москвичей.
В 1990-х годах спрос на кинотеатры упал, да и не было практически никакой прокатной системы. Тогда часть здания отдали под казино и розничную торговлю. В 1997 году здание арендовала молодая и преуспевающая компания «Каро Фильм», которая после реконструкции открыла свой кинотеатр «Пушкинский». К сожалению, большие однозальные кинотеатры постепенно становились нерентабельными, и в 2012 году «Пушкинский» перестал быть кинотеатром и превратился в театр. С тех пор на его сцене ставят мюзиклы, а пространство теперь называется Московским театром мюзикла.
Ещё больше о перестроенных кинотеатрах Москвы читайте в нашем материале.
Кстати, после всех метаморфоз, которые перенесла площадь, от неё не отстали просто так. В 2000-х существовал план реконструкции, по которому под ней планировали разместить подземный паркинг. Но проект так и не реализовали.
С 2006 года существуют идеи восстановления Страстного монастыря на его историческом месте, но всерьёз такой проект не рассматривают. Пока что с 2012 года на площади стоит памятный камень, который напоминает о прошлом этого места.
Поделитесь, какой вид площади вам нравится больше? Страстная площадь с монастырём или модерновый огромный кинотеатр на Пушкинской? Что важнее — сохранить историю или идти в ногу со временем и создавать новый облик города?
Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.
Комментарии к «Пушкинская площадь: от Страстного монастыря до современной «России»