Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.

Самые известные сталинки Москвы: что мы о них знаем и как перестать в них путаться?

Наверное, каждый второй житель столицы хотя бы раз в жизни путал между собой знаменитые сталинские высотки. Про бедных туристов и говорить не стоит: они наверняка недоумевают, почему здание МГУ встречается им на пути несколько раз. KudaGo совместно с проектом «Москва глазами инженера» решил раз и навсегда разобраться в этом вопросе. Мы выяснили, в чём была сложность при строительстве «семи сестёр», что изменилось благодаря грандиозному проекту и как, в конце концов, научиться различать эти красивые монументальные здания. Ещё больше прогулок по городу — в нашем спецпроекте «Влюблённым в Москву».

25875

Наш эксперт

Андрей Клюев, гид проекта «Москва глазами инженера», москвовед, исследователь истории архитектуры, транспорта и Москвы в целом

С чего всё начиналось?

История создания легендарных высоток нетривиальна даже для сталинской архитектуры, ориентированной на пышность, парадность и создание эффекта величия страны, власти и лично вождя за счёт огромных масштабов и богатого декора. Недаром в качестве образца (которому нельзя было подражать, его надо было превзойти!) выбрали небоскрёбы в США. Это сейчас по всему миру можно видеть отдельные высотные здания или целые кварталы, устремлённые к небу. А тогда небоскрёбы были визитной карточкой североамериканских городов, свидетельством экономической мощи США. И после окончания Второй мировой войны стало ясно, что именно Америка является главным соперником Советского Союза в любой области и сфере. А значит, у нас должны появиться собственные небоскрёбы, лучше и краше, чем у ведущей капиталистической державы.

Но история высотного строительства в Москве началась не в 1947 году (когда было принято решение о строительстве наших сталинок), а в первой половине 1930-х годов. В 1931 году снесли храм Христа Спасителя — это было сделано не только по причине антирелигиозной кампании советского руководства, но и для того, чтобы расчистить площадку под строительство величественного Дворца Советов. Он замышлялся как главная и важнейшая постройка «новой» Москвы. Здание, предназначенное для наглядной пропаганды коммунистических идей и мощи СССР (а функционально — для размещения властных структур и заседаний Верховного Совета), очень быстро менялось на эскизах и чертежах, представленных архитекторами на всё новые этапы конкурса.

Победителем стал советский архитектор Борис Иофан. Ему пришлось переработать свой проект таким образом, чтобы Дворец Советов был самым высоким зданием на планете (415 метров): дом в 315 метров должна была украшать 100-метровая статуя Ленина на крыше.

Для сравнения: самым высоким из реализованных в 1940-50-х годах зданием является главный корпус МГУ на Воробьёвых горах, его высота составляет 240 метров (а без учёта шпиля — 183 метра). Из современных примеров — башня «Федерация» в составе комплекса Москва-Сити, которая достигает 374 метров. Отсюда становится понятно, что строительство Дворца Советов было практически на пределе инженерных технологий того времени. Специально для этой циклопической стройки создали новые марки стали и бетона, построили целые заводы, разработали приёмы и решения, никогда до того не применявшиеся. А главное — весь город должен был перестраиваться и меняться с оглядкой на этот проект. Если бы не Великая Отечественная война, вполне возможно, эту стройку довели бы до конца. Но фронту понадобились стройматериалы и противотанковые «ежи», и стране было не до архитектурных экспериментов. После войны советские власти долгие годы собирались возобновить строительство Дворца Советов, но этого так и не случилось. Однако накопленный архитекторами, инженерами и строителями опыт не был напрасным — именно он помог в относительно короткие сроки построить знакомые нам сталинские высотки. Дворец Советов стал для них «несуществующим отцом».

Чем должны были стать главные сталинки столицы?

История каждого из семи построенных высотных зданий уникальна. А если учесть, что зданий должно было быть восемь (большинство авторитетных источников утверждают, что число было обусловлено юбилеем Москвы в тот год — по одной высотке за каждое столетие столичной истории), и самым высоким должно было стать административное здание на месте нынешнего парка «Зарядье» (которое так и не построили), то становится ясно: про каждую сталинку можно написать отдельную толстенную книгу.

Что должно было располагаться внутри зданий? Это определялось в ходе аппаратной борьбы различных ведомств и учреждений, которые желали получить такие прекрасные постройки в своё распоряжение и активно боролись между собой. Ну и личные решения Сталина также на это влияли. Менялись места строительства, назначение некоторых высоток. Например, гостиница «Украина» могла стоять почти напротив стадиона «Динамо» на Ленинградском проспекте, но «переехала» в Дорогомилово. Или другой пример — в то время московский университет испытывал ужасный дефицит помещений всех типов: лекториев, лабораторий, студенческих общежитий. Студенты занимались в совершенно неприспособленных для этого местах (например, в открытых галереях над залами зоологического музея, расположенного с 1902 года на Большой Никитской улице). По распространённой версии, тогдашнему ректору МГУ Александру Несмеянову в ходе личной встречи удалось убедить Сталина построить на Воробьёвых горах вместо гостинично-жилой высотки новые корпуса для университета. В более низких боковых корпусах главного здания МГУ расположились общежития для студентов и аспирантов, а также квартиры для преподавателей.

Есть и ещё один интересный (и малоизвестный) факт. В состав жилого дома на Котельнической набережной и здания МИД на Смоленской площади входят корпуса (невысокие, второстепенные для общей композиции), построенные ещё до войны как отдельные здания. Их перестроили и стилизовали под общий архитектурный замысел, поэтому сегодня, проходя мимо, мы не замечаем подвоха. В то же время некоторые высотки построены на тех же самых местах и с тем же самым предназначением, что и указано в постановлении 1947 года, которое дало отмашку строительству — среди таких, например, жилой дом на Кудринской площади.

Какие сложности поджидали строителей?

Проблемы, возникшие при возведении высоток в конце 1940-х годов, не поддаются перечислению. Были и сложности, общие для всех зданий — например, как создать достаточный напор в водопроводной системе, чтобы трубы его выдержали, а на высоте в 100 или 150 метров можно было спокойно пользоваться душем? Как изготовить лифты, способные достаточно быстро и безопасно доставить пассажиров на впечатляющую высоту (именно потребности этих высотных зданий дали толчок развитию производства лифтов в СССР)? Как сделать каркас сталинок достаточно прочным и устойчивым, чтобы они простояли не один век? Какие материалы использовать для облицовки гигантских внешних поверхностей возводимых зданий? Между прочим, именно для строительства московских высоток началось массовое производство прочной керамической плитки и искусственного камня для отделочных работ. В конце концов, как возводить высотную часть здания или устанавливать на такой высоте шпиль, если кранов высотой 200 метров просто не существует, а вертолёты только появляются?

Кроме того, каждая высотка поставила перед проектировщиками и строителями специфические задачи, опыта решения которых просто не было. Например, для строительства второго выхода со станции метро «Красные ворота» в цокольном этаже высотного здания на одноимённой площади пришлось производить временную заморозку грунта на значительную глубину. Эта операция стала основой для широко известных баек о том, что та или иная высотка (чаще всего упоминают Главное здание МГУ) имеет в своём подвале холодильные установки, которые замораживают грунт, и если они перестанут работать, то здание рухнет.

Ключевой вопрос: как научиться различать высотки и не путаться в них?

Действительно, на первый взгляд все семь высоток Москвы кажутся абсолютно одинаковыми. Но если копнуть чуть глубже и разобрать архитектурные приёмы и общую композицию высоток, то становятся очевидны их различия (если не брать в расчёт самое очевидное — расположение в разных частях города). Перечислим лишь немногие особенности архитектуры и внешние признаки высоток, которые позволят легко опознавать их.

Главное здание МГУ

Главное здание МГУ украшено многочисленными символами просвещения и науки — статуи студентов с раскрытыми книгами обрамляют главный вход со стороны Воробьёвых гор. На боковых относительно главного высотного объёма башнях закреплены не только привычные всем часы, но также барометр и термометр. Горизонтальная красная полоса (это не краска, а другой цвет облицовочных материалов), проходящая под карнизом боковых корпусов, усиливает строгость и симметрию здания. Шпиль расположен над круглой ротондой с симметричной поверхностью. Кроме того, здание МГУ на момент постройки располагалось на удалении от городских кварталов и его по-прежнему окружают зелёные парки, скверы и другие учебные корпуса, а через главную ось проходит аллея к смотровой площадке на Воробьёвых горах.

Гостиница «Украина»

План гостиницы «Украина» достаточно интересен — лицевой фасад высотной части и боковых корпусов представляет из себя почти прямую линию, зато с другой стороны располагается обширный двор (сформированный протяжёнными боковыми корпусами с четырьмя малыми башенками) с целым сквером и множеством вазонов, декоративных оград. Боковые башенки стилизованы под снопы пшеницы. На мой взгляд, самое богатое оформление барельефами — именно у этой высотки.

Дом на Котельнической набережной

Жилой дом на Котельнической набережной стоит на Таганском холме, у места впадения Яузы в Москву. Эта единственная из высоток, стоя у подножия которой, можно увидеть Кремль и Красную площадь. План здания наиболее интересен среди всех высоток. Боковые корпуса образуют усечённый практически прямой угол (один вытянут вдоль набережной Москвы-реки, второй удаляется от Яузы). Высотная часть украшена декоративными аркадами на уровне боковых башенок, с земли хорошо видны крупные статуи комсомольцев примерно на том же уровне. Характерное украшение именно этой высотки — небольшие декоративные башенки с шарами или «витыми» конструкциями на конце — отсылают нас к пинаклям, традиционному элементу средневековой готической архитектуры, которые можно увидеть на многих европейских соборах того времени. Кроме того, всегда можно спросить прохожих, есть ли в этом здании кинотеатр «Иллюзион», и тогда всё станет понятно.

Здание МИДа

Здание МИДа узнать сейчас проще всего — за последние годы верхнюю часть постройки почистили, и она сильно контрастирует с нижними этажами. Архитекторы Гельфрейх и Минкус в своей работе максимально приблизились к внешнему облику американских небоскрёбов. Например, многочисленные узкие вертикальные выступы на фасаде — излюбленный мотив американских небоскрёбов 1920-30-ых годов. Уступы здания имеют зубцы (мерлоны), что сильно приближает его к готической архитектуре. Главный фасад украшен огромным гербом СССР, что даёт понять: в здании расположено государственное учреждение. Шпиль может показаться непропорционально маленьким, и это неслучайно: поскольку он был добавлен в проект чиновниками только на стадии строительства высотки (и сделан из относительно лёгких металлических конструкций), его нужно было сделать как можно меньше, чтобы нагрузка на перекрытия и каркас здания была не слишком большой.

Здание на площади Красных ворот

Административно-жилое здание на площади Красных ворот распознать несколько сложнее. Помощником здесь может послужить вестибюль метро, встроенный в цокольный этаж одного из корпусов здания. На Садовое кольцо выходит небольшой парадный двор (курдонёр), сохранивший до наших дней газон, пандус для подъезда автомобилей к главному входу и обелиски, декорирующие этот главный вход. Здание легче узнать, если зайти в его внутренний двор. Уровни этажей (а, соответственно, и окон) в высотном административном и боковых жилых корпусах не совпадают, поскольку это фактически три отдельных здания, построенных на общем фундаменте.

Дом на Кудринской площади

Жилой дом на Кудринской площади обладает мощным стилобатом, облицованным гранитом (обходя здание вокруг, вы оказываетесь на много метров ниже входов в подъезд). Боковые башни этой высотки, пожалуй, менее всего по высоте и объёму уступают центральному объёму здания.

Гостиница «Ленинградская»

Гостиница «Ленинградская» — самая низкая из всех сталинских высоток. Вы узнаете её по окружению — главный фасад выходит на Комсомольскую площадь с тремя вокзалами. Другой признак, позволяющий безошибочно отличить её, — отсутствие боковых башенок, которые есть у шести других высоток. К тому же вы можете сравнить верхнюю часть сталинки и верхнюю часть башни соседнего Казанского вокзала. Не правда ли, они похожи?

Текст: Дроздова Дарья

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Воспользуйтесь промокодом КУДАГО и получите скидку 20% на билеты. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250.
Смотреть расписание

Лучшие подборки от редакции KudaGo

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Опубликовано ID27169

Комментарии к «Самые известные сталинки Москвы: что мы о них знаем и как перестать в них путаться?»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!

Рейтинг страницы 4 из 5 (82)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!