Создание подобного музея стало возможным благодаря настойчивости инициативной группы молодых российских деятелей искусства. Его концепция заключается в продвижении отечественного дизайна, просвещении россиян в сфере визуальной культуры и реализации международных проектов.
В момент открытия музея, на пятистах квадратных метрах были размещены около трехсот экспонатов, относящихся ко второй половине прошлого века. В первую выставку под названием «Советский дизайн 1950−1980-х» вошли предметы мебели и быта, образцы текстиля, детские игрушки, костюмы того времени и др. Корни современного российского дизайна уходят именно в тот период. Советский дизайн преследовал те же цели, которые стоят перед современным — функциональность, долговечность и экономичность объектов. Его эстетические качества были далеки от совершенства, но вектор движения был выбран верным. Первое собрание вещей пополнилась новыми экспонатами и стало постоянной экспозицией в составе музея. Посетители могут увидеть удивительные и атмосферные вещи: предметы массового производства 60-70 годов, образцы предметов соцкультбыта СССР 60-х годов, упаковочный дизайн милого сердцу «совка» и прочие занятные предметы.
Большой интерес посетителей вызвала выставка «Новая роскошь. Голландский дизайн в эпоху аскетизма», которая прошла в рамках года «Россия — Голландия 2013». Нестандартные дизайнерские ходы, обычные вещи, сделанные из неожиданных материалов — скромное обаяние новой/старой роскоши не осталось незамеченным в дизайнерской жизни Москвы.
Крепкое и подтянутое тело спортсмена всегда служило источником вдохновения для художников. Став частью советской идеологии, оно породило целую промышленную индустрию. Образцы спортивной формы и плакаты, сооружения и скульптуры, тренажеры и кинохроника состязаний — все это легло в основу выставки «Спорткульт», проходившей в галерее «Проун» на творческой площадке «Винзавод».
Дружба с китайскими товарищами не осталась незамеченной организаторами музея. Образцы советско-китайского сотрудничества в области дизайна нашли олицетворение во множестве бытовых товаров и продукции текстильной промышленности. Разделы экспозиции подчеркнули параллельный вектор направленности материальной культуры двух стран и различные аспекты жизненного обустройства китайских и советских граждан.
Проект музея задумывался как инновационная площадка, ориентированная на применение последних информационных достижений и нестандартных музейных решений. В качестве эксперимента под нужды музея был переоборудован автобус — создано мобильное выставочное пространство, в котором проходят демонстрации мультимедийных версий стационарных выставок.
Ежегодно в музее дизайна реализуются три отечественных и три зарубежных проекта.
Фирменный стиль музея разработали голландские дизайнеры из студии LAVA Amsterdam
Отзывы о московском музее дизайна