Сейчас в саду, помимо «Новой оперы», работают ещё два театра — «Сфера» и «Эрмитаж», что делает это место центром культурной жизни столицы. Среди своих ближайших соседей «Новая Опера» считается самым молодым проектом: театр родился в один год с образованием Российской Федерации — в 1991-м. Главным идеологом и вдохновителем создания подобного заведения в Москве стал молодой, но в свои годы — 45 лет — уже выдающийся дирижёр Евгений Колобов, которому удалось заинтересовать проектом будущего театра и московское правительство. Так, строительство здания «Новой оперы» было поддержано мэром столицы Юрием Лужковым.
Перед тем как посвятить себя собственному проекту, Евгений Колобов успел поработать в ведущих театрах Советского Союза, занять должность главного дирижёра Свердловского театра оперы и балета, получить звание заслуженного артиста России. Не заставило себя ждать и другое, более престижное звание — артиста народного, которое Колобов получил после плодотворной работы в Ленинграде. Перебравшись в Москву, дирижёр был приглашен на работу в Музтеатр имени Станиславского и Немировича-Данченко в качестве художественного руководителя. Проработав некоторое время в этой должности, маэстро почувствовал в себе силы на создание своей труппы, так появилась «Новая опера».
Колобовский театр славился своей самостоятельностью, бескомпромиссностью — здесь на высочайшем уровне исполняли классические произведения и вместе с тем знакомили зрителей с неизвестными страницами мирового музыкального наследия. Так, именно на сцене «Новой оперы» москвичи впервые увидели Доницеттиевскую «Марию Стюарт», именно здесь взялись за забытое в творчестве Джузеппе Верди и Модеста Мусоргского. Помимо этого, в театре трудились и над обработкой шедевров оперного искусства — произведений всё того же Верди, а также Петра Чайковского.
Кончина маэстро Колобова в 2001 году стала для артистов и зрителей театра настоящим шоком — тогда у руля «Новой оперы» встали сразу несколько человек: Наталья Попович и Феликс Коробов в качестве главного дирижёра. Позже на должности его сменяли Эри Клас и Ян Латам-Кёнинг.
Сейчас в репертуаре театра акцент сделан на оперу двух предшествующих столетий. Так, среди последних новинок — постановки на музыку Штрауса, Ревеля, Вагнера... Говоря о современном репертуаре, нельзя не упомянуть вызвавший в столице резонанс проект DIDO, а также спектакли «Свадьба Фигаро» и «Щелкунчик. Опера». Помимо больших опер, в театре устраиваются и театрализованные спектакли, концерты, проходящие в Зеркальном фойе «Новой оперы». Идея проводить подобные мероприятия принадлежала самому Колобову, однако в постоянный и любимый публикой проект сумел превратиться лишь сегодня.
Отзывы о Театре «Новая Опера»