Автором проекта была одна из первых признанных женщин-скульпторов в России — Вера Мухина. Она создала бюст композитора ещё в 1929 году, а в 1945-м получила государственный заказ на изготовление целого памятника.
Мухина разработала два проекта: на одном Пётр Ильич был изображён дирижирующим стоя, на другом — сидя перед пюпитром. От первого проекта пришлось отказаться, а за второй — долго бороться. Он вызвал критику не только чиновников, но и известных композиторов, например, Хренникова. Скульптор стремилась изобразить композитора в момент работы, застывшим в позе музыканта за работой. Однако критики посчитали эту позу слишком напряжённой, а бронзового композитора сравнили с капельмейстером.
Установка памятника затягивалась, Вера Мухина несколько раз даже просила Сталина посодействовать, а перед смертью написала письмо Молотову, прося поверить её чутью художника и поставить монумент Чайковского, который будет достоин Москвы.
Открытие памятника произошло в 1954 году. К сожалению, Мухина до этого времени не дожила, скульптуру доделывали её ученики.
Памятник установили перед Московской государственной консерваторией. Бронзовая скульптура композитора стоит на пьедестале из красного гранита. Чайковский изображён сидя в кресле перед пюпитром, перед ним лежит раскрытая нотная тетрадь. Скульптура настолько выразительная, что создаётся впечатление, будто сейчас композитор карандашом запишет музыкальную фразу и отсчитает её ритм.
Недалеко от памятника расположена мраморная скамья с решёткой, на которой изображён нотный стан из бронзы, на нём выгравированы музыкальные фразы из самых известных произведений Чайковского.
Когда в 2007 году проходила реставрация памятника, скульпторы обнаружили, что из руки композитора пропал карандаш, а со скамьи — некоторые ноты. Оказалось, что среди учащихся консерватории бытует мнение, что детали памятника приносят удачу в учёбе и успех в карьере, поэтому, вполне вероятно, что их «позаимствовали» суеверные студенты.
Отзывы о памятнике Петру Чайковскому