Опера Даргомыжского по тексту Пушкина стала для своего времени сочинением новаторским. Композитор, по его собственным словам, «пробовал дело небывалое» — писал музыку, точно следуя тексту и не внося в него ни единого изменения. В опере нет ни традиционных арий и ансамблей, всю вокальную линию составляют речитативы. Произведение стало одним из выдающихся отражений «драматической правды» — идеала Даргомыжского.
Опера стала новым словом в русской музыке, в то время уходящей от европейских классицизма и романтизма в сторону реализма. Русские композиторы положили начало новому типу оперы — психологическому, в котором на первое место выходили характеры персонажей, причём всех, а не только центральных.
Автор не успел закончить оперу по причине смерти. Завершили её друзья и единомышленники композитора — Цезарь Кюи дописал музыку по авторским эскизам, а Николай Римский-Корсаков создал оркестровку, а чуть позже — небольшую увертюру.
Отзывы об опере «Каменный гость»