Впервые спектакль прошёл в 1998 году в Нью-Йорке, российская премьера состоялась весной 2011 года. Это вторая постановка, созданная испанским хореографом для солистов Американского Театра Балета.
В качестве музыкального сопровождения балета «Без слов» были выбраны шесть песен Шуберта, при этом в спектакле нет слов, звучит исключительно инструментальная музыка. Хореография совершенно лишена романтического флёра, несмотря на то, что Шуберт — яркий композитор-романтик. Начо Дуато выбрал песни, раскрывающие тему любви и смерти.
«Дуэнде» — спектакль на музыку Клода Дебюсси, полный стихийности, природной энергии, прозрачный и хрупкий. В танце применяются акробатические приёмы, и словно кто-то третий, невидимый зрителю, управляет пластикой артистов, заставляя их зависать в воздухе в немыслимых пируэтах.
«Белая тьма» — это история героини, утратившей веру в любовь. Она пытается найти выход, избавиться от отчаянья, но её путь оказывается тупиковым и приводит её сначала к лихорадочному возбуждению, а затем к новому витку отчаянья и самоизоляции. Балет символизирует цикл человеческой жизни — спонтанно, прямолинейно, открыто и лаконично. Перед зрителем открывается новое пространство в тёмных тонах, близкое к экзистенциализму XX столетия.
Отзывы о спектаклях «Без слов», «Дуэнде» и «Белая тьма»