«Из подполья» — это не иллюстрация к повести Достоевского «Записки из подполья». Это скорее реакция и ответ на нее. Режиссер Томас Ричардс берет за основу текст «Записок» (и дополняет его отрывками из «Братьев Карамазовых»), но создает спектакль, где в центре внимания — размышления, родившийся, во время обсуждения с актерами затронутых в «Записках» тем. По словам режиссера, эта постановка родилась из потребности, в очередной раз столкнувшись парадоксами, которые описал Достоевский, попытаться дойти до исходных точек вечных внутренних конфликтов.
В своих спектаклях Томас Ричардс продолжает развивать систему, созданную его наставником — режиссером-реформатором Ежи Гротовским, чьи работы, балансирующие на границе театра, перформанса и ритуальных практик изменили театр XX века и повлияли на то, каким он стал в веке XXI. В экспериментах Гротовского театральная игра трансформируется в мистический акт, а искусство оказывается проводником с помощью которого зрители «поднимаются к уровням более утонченной энергии, чтобы затем спуститься в глубины нашего инстинктивного тела».
Как и у Гротовского, в постановках Томаса Ричардса роли, если заданы, то максимально условно. Здесь актеры не играют, а наоборот – должны освободиться от всего наносного, чтобы уловить внутренние импульсы и научиться управлять ими. Здесь театр — это, прежде всего, пространство, в котором возможно «здесь и сейчас» вместе со зрителями исследовать природу человеческих переживаний, в том числе и тех сил, которые ежедневно парадоксальным образом заставляют отклоняться от намеченного маршрута.
Подробнее о спектакле можно узнать на официальном сайте .
Отзывы о спектакле «Из подполья: ответ Достоевскому»