Памятник Александру III
Трудно в Петербурге найти памятник, которому досталось бы больше, чем конной статуе Александра III. Её создал скульптор Паоло Трубецкой по заказу Николая II, но вместо ожидаемого парадного портрета вышла насмешка над памятью отца. Памятник настолько не понравился царской семье, что его даже хотели отправить в ссылку в Сибирь и установить где-нибудь в Иркутске. В итоге статую всё же оставили в столице и в 1909 году разместили её на Знаменской площади (сейчас это площадь Восстания).
Монументальный всадник сразу же вызвал шквал насмешек и эпиграмм. Илья Репин величал его «толстозадым солдафоном», Борис Кустодиев описывал как «очень смешную и нелепую» фигуру. В народе была популярна такая загадка:
Как бы ни упражнялись в остроумии современники, а Александр III простоял на своём месте до 1937 года. Почему большевики так долго его терпели? Сносились памятники, закрывались церкви, выкорчёвывалось всё, что связано с самодержавием, а «обормот на бегемоте» держался на плаву. Объяснение напрашивается только одно: новой власти было выгодно иметь мишень для насмешек в виде российского императора.
В канун социалистических праздников монумент обносили временными трибунами с броскими лозунгами: «Кто не работает», «Пролетарии всех стран», «Привет истинным вождям социальной революции». В ноябре 1927 года, когда отмечалось десятилетие Октября, памятник стал частью композиции «Пугало в клетке».
После долгих мытарств статуя заняла место ленинского броневика у Мраморного дворца, который в свою очередь отправился в Музей артиллерии. А на опустевшей площади Восстания в 1985 году установили обелиск «Городу-герою Ленинграду».
Обелиск «Румянцева победа»
Румянцевский обелиск изначально стоял на Царицыном лугу, который сейчас известен под названием Марсова поля. Появился он там по воле Павла I, который решил увековечить триумф России в войне с Турцией 1787—1791 годов. Царицын луг выровняли и засыпали песком, превратив в огромный строевой плац. В 1799 году ближе к реке Мойке установили обелиск фельдмаршала Румянцева, который потом сместили севернее ради памятника Суворову.
На этом история перемещений не заканчивается. В 1818 году Карл Росси перенёс его за Неву, на бывший плац между Академией художеств и Меншиковским дворцом. Место выбрал сам Александр I. Пространство почему-то не спешили благоустраивать, и обелиск «Румянцева победам» почти 50 лет простоял неприкаянным. Только в конце 60-х годов созрело решение разбить вокруг монумента сад, причём это была частная инициатива. Спонсором выступил золотопромышленник Степан Соловьёв, которому принадлежали два дома поблизости. Благодаря ему и появился Румянцевский сад на Васильевском острове.
Памятник Суворову
Сегодня Румянцевский обелиск и памятник Суворову разделяет Нева, а когда-то они были соседями по Царицыну лугу. Фигуру фельдмаршала в виде бога войны первоначально хотели разместить в Гатчине, но Павел I пожелал видеть её рядом со своей петербургской резиденцией — Михайловским замком. Для этого пришлось подвинуть обелиск.
Памятник Суворову во многом уникален.
Не побывал на торжественной церемонии и Павел I, убитый за пару месяцев до окончания работ.
Скульптуру установили в 1801 году, а уже спустя 17 лет решили перенести на Суворовскую площадь. На этом месте генералиссимус крепко стоит уже большее 200 лет и не покидал его даже в годы блокады.
Скульптура «Царь-плотник»
Памятник, который мы сегодня видим на Адмиралтейской набережной, — копия с голландской копии российского оригинала, который был утрачен в советские годы. История скульптуры началась в 1907 году, когда Николай II увидел её макет на выставке в Париже. Императору работа понравилась, и он заказал статую в бронзе. В 1909 году она украсила набережную неподалёку от Зимнего дворца.
Почти сразу же император подарил копию голландскому городу Заандаму, где Пётр учился корабельному делу. Там она стоит по сей день.
Петербургский оригинал продержался лишь десять лет и в 1919 году был отправлен большевиками на переплавку. Советская власть решила, что скульптура не представляет никакой художественной ценности, как и многие другие предметы искусства.
Пётр вернулся на историческое место только в 1996 году. Это голландская копия скульптуры, сохранившейся в Заандаме, и подаренная Санкт-Петербургу.
Комментарии к «Архитектура Петербурга в деталях: кочующие памятники»