Праздничные декорации
К празднованию 200-летия столицы готовились в течение года. Петроградскую сторону (тогда она называлась Петербургской) хотели оформить в стиле петровских времён, но не успели. Зато в других частях города появились арки с орлами, увитые зеленью мачты, флаги, транспаранты, огромные панно с изображениями первого императора.
Особенно хорош был Невский проспект. По обе его стороны установили высокие колонны, увенчанные гербами и флагами. Фасады зданий и балконы задрапировали цветной материей и коврами. У зданий Городской думы, Пассажа и Гостиного двора соорудили арки со статуями Петра.
Город преобразился, но далеко не всем эти метаморфозы пришлись по вкусу.
Сергей Минцлов, писатель:
«Дума украшена безвкусно: перед какой-то размазанной по полотну яичницей, долженствующей изображать лучи восходящего солнца, вычурно и напыщенно стоит Пётр, опираясь на трость. […] Петру сделали такую физиономию, точно он не лодку чинил, а стрельцов рубил!».
Основные торжества проходили на Сенатской площади. Возле Медного всадника поставили щиты с вензелями членов царской семьи, а перед памятником разбили императорский шатёр. Саму площадь украсили цветами и флагами. Въезд оформили триумфальной аркой, стилизованной под Петровские ворота Петропавловской крепости.
Неделя Петра Великого
По старому стилю День города отмечался 16 мая. Юбилей Петербурга в 1903 году праздновали с размахом, и торжества растянулись на несколько дней.
11 мая в Летнем саду стартовала Неделя Петра Великого. В театрализованном шествии участвовали персонажи в исторических костюмах: сам «Пётр Первый» в окружении своих сподвижников, «голландцы», «турки», пленный «Карл XII». К празднику присоединились и сказочные обитатели глубин с Нептуном во главе. Ладью морского царя сопровождали нимфы и тритоны, а вслед за ними несли паланкин с новобрачными карликами, одетыми по моде начала XVIII века.
Подарок оценил делегат из Парижа господин Девиль: отведав приготовленную рыбу, он заявил, что ничего вкуснее в жизни не пробовал. На банкете в городской Думе выпили полторы тысячи бутылок вина и шампанского. Общество трезвости ничего против не имело, а вот народные гуляния в Таврическом саду оно почему-то запретило. А также посодействовало запретам на продажу алкоголя.
Сергей Минцлов, писатель:
«Народ лился по обеим сторонам густой и спокойной волной; много было простонародья, все приодеты, чистенькие, трезвые: винные лавки были закрыты еще накануне».
Официальное начало праздника ознаменовали пушечные залпы со стен Петропавловской крепости. Стартовал парад по Неве. На военном корабле установили лодку Петра Первого с иконой Христа Спасителя, которая была с войсками в Полтавской битве. Судно приветствовали десятки яхт и кораблей.
На Сенатской площади парад приняла царская чета. Состоялся молебен, а затем — военный парад.
Для простых людей устроили гуляния в Петровском парке, в Екатерингофском и Василеостровском садах. Развлечения были самые незамысловатые: карусели, танцы и песни, угощения от уличных торговцев. День был солнечный, мало кто остался дома. Корреспондент газеты «Петербургский листок» писал:
Юбилейная стройка
16 мая 1903 года в Петербурге открыли Троицкий мост. На торжественной церемонии собрались члены августейшей фамилии, император Николай Второй и его супруга Александра Фёдоровна. Мост был разведён. Царь нажал на электрическую кнопку, и механизм пришёл в действие. Газеты писали: «Мост покоряется мощной царской воле».
На самом деле кнопка не была подключена к механизму, створы просто свели одновременно с её нажатием.
Когда через Неву навели переправу, но ней торжественно проследовало правящее семейство.
Великий князь Константин Романов:
«Тогда Её Величество ножницами перерезала пёструю ленту, загораживавшую мост, и все за иконой и духовенством направились пешком по великолепному новому мосту на правый берег».
Казусы и происшествия
Несколько эпизодов омрачили праздник.
Градоначальник принял это за начало настоящих беспорядков и приказал не зажигать иллюминацию, которую все очень ждали. Торжества быстро свернули, все украшения убрали за ночь. Город, по свидетельствам очевидцев, «выглядел ободранным».
Ещё больше материалов об увлекательном прошлом города ищите в специальной рубрике.
Комментарии к «Пётр I на фоне яичницы, пленный Карл XII и стерлядь в подарок: как Петербург отмечал 200-летие»