Юрий Смекалов и его творческое объединение МЭД предлагают по-новому осознать смыслы гоголевской «Шинели», придав ей новые формы. Повесть превратилась в танцдраму с живой музыкой и оперным вокалом, основанную на принципах театра Мейерхольда. Такой синтез жанров требует соответствующего состава исполнителей, и он у Юрия Смекалова блистателен: в спектакле участвуют известные петербургские танцоры (в их числе Виталий Куликов, Александр Челидзе, Павел Гасимов) драматические актёры (Илья Дель, Лаура Пицхелаури, Александр Новиков, Артём Кисаков), солистка Мариинского театра Гелена Гаскарова и солистка академии молодых певцов Мариинского театра Екатерина Фенина, а также музыканты-инструменталисты.
«Шинель М» — это спектакль в спектакле. Действие происходит в театре, где режиссёр Всеволод М ставит «Шинель» и объясняет основы своего авторского метода подготовки актёров — биомеханики. В то же время он встречает здесь Зинаиду Райх — свою последнюю любовь, женщину, изменившую его жизнь, — и стремится раскрыть её артистический талант.
Всеволодом М называли Мейерхольда его ученики и единомышленники, чтобы не упоминать его фамилию после того, как в 1940 году режиссёр был арестован и расстрелян. В видеоролике, снятом о постановке «Шинели М», Юрий Смекалов поясняет, что буква «М» в названии задумывалась как «Мейерхольд», но при этом каждый зритель волен трактовать её по-своему. Для одних «М» может означать мечту, для других — размер шинели, для третьих — магию, которая рождается в театре здесь и сейчас.
Зрители размещаются по периметру зала, на каждой из сторон квадрата. В центре установлена двухъярусная металлическая конструкция с винтовой лесенкой наверху, напоминающая то ли мост, то ли маяк. Справа от декорации, позади зрительских кресел располагается музыкальный ансамбль в составе скрипки, виолончели, кларнета, трубы и ударных.
Музыка, написанная специально для спектакля композитором Вартаном Гноро, становится как бы источником всего происходящего, даёт изначальный импульс и рождает движения артистов, а из движений рождаются смыслы. Лирическое пение струнных, бодрая медь и цепенящий рокот барабанов создают многообразную звуковую палитру, а сопрано вносит в музыкальную ткань особо трепетный и пронзительный колорит.
Артисты выходят на сцену, как на репетицию, максимально стирая границу между «ещё не спектаклем» и «уже спектаклем». Убрать «четвёртую стену» и включить зрителя в театральный процесс было одной из новаторских идей Мейерхольда, наряду с театральной условностью вместо традиционного жизнеподражания и первичностью пластики взамен главенства слова. Идеи эти были на тот момент настолько радикальными, что даже среди передовых людей искусства было множество тех, кто их не понимал и не поддерживал. Так, по словам Михаила Булгакова, Мейерхольд настолько опередил своё время, что ему следовало бы родиться в XXI веке — вот там его театр наверняка поймут. Однако и сегодня спектакли, созданные по мейерхольдовским принципам, вызывают ощущение экспериментальности.
Связь времён становится ещё одной линией, скрепляющей постановку. Зрители смотрят спектакль из 2024 года, Всеволод М ставит его в 1924-м, а события гоголевской «Шинели» разворачиваются в 1824-м (этот год называет на своей репетиции Всеволод М). Каждый год несёт с собой масштабные события и перемены, так, 1924 — это период НЭПа, а в 1824-м произошло крупнейшее в Петербурге наводнение, после которого почти что заново отстраивали Васильевский остров. Юрий Смекалов и его команда уверены в том, что, хотя любые кардинальные перемены вызывают ощущение неустойчивости, это уникальные «окна» в истории, позволяющие создать нечто новое, что было бы невозможно в привычных условиях, будь то уникальный спектакль, шедевр архитектуры или новая модель экономики.
Главного героя «Шинели» Акакия Акакиевича настигают драматические перемены, которых, если следовать Гоголю, герой не выдерживает. Но Всеволод М дарит Акакию второй шанс. Шинель, к которой герой так стремился и которую потерял, в спектакле олицетворяет любовь. И хотя герою на момент событий — пятьдесят, он предстаёт человеком незрелым, которого утрата возлюбленной сбивает с ног и лишает сил на всякую борьбу. Зрелость же связана с осознанием жизни, а в жизни существует множество шинелей, как и множество шансов вновь полюбить. Кроме того, любовь не находится где-то вовне, она исходит изнутри. Это сила, благодаря которой «маленький человек» перестаёт быть «маленьким», и которая вдохновляет жить дальше во что бы то ни стало. Понимание этого даёт надежду и Акакию, и каждому, кто считает, будто точка невозврата для него пройдена.
Текст: Наталия Агапова
Фото: пресс-служба творческого объединения МЭД Юрия Смекалова
Комментарии к «Мой маяк в тумане светит: рецензия на спектакль «Шинель М» Юрия Смекалова»