Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.

В Главном Штабе началась выставка «Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920-1930-х годов»

Бывают проекты громкие — с шумом появляются и, как правило, проходят бесследно для всех. А бывают такие, которые ждут звёздного часа чуть ли не 90 лет, но остаются в памяти надолго. Речь об атмосферной фотовыставке Эрмитажа и ассоциации «Фонд братьев Хенкиных» — «2Хенкин2». Её хочется смаковать в одиночестве, а затем оживлённо обсуждать со знакомыми. И посещать опять, чтобы находить всё новые и новые детали. Экспозиция открылась 1 июля в Главном Штабе при поддержке Лахта Центра. Больше интересных событий и афиша СПб на нашем сайте.

12+
2964

Казалось бы, жанр любительской фотографии не особо примечателен. У многих людей хранятся фотоплёнки — выбросить жалко, напечатать уже как-то неактуально. Часто они пылятся на чердаках или в подвалах. На кадрах — самые обыкновенные сюжеты. И мало кому приходит в голову, что архив может представлять ценность для будущих поколений.

С чего всё начиналось

«2Хенкин2» — в афишах 20-30 годов XX века подобным образом анонсировали выступления братьев
«2Хенкин2» — в афишах 20-30 годов XX века подобным образом анонсировали выступления братьев

Так было и у Хенкиных — семьи, которая сейчас живёт в Швейцарии. Плёнки времён дедушкиной молодости долго лежали нетронутыми, пока однажды потомки не решили их разобрать и оцифровать. Какое сокровище, оказывается, находилось в доме на протяжении стольких десятилетий!

Снимки сделаны двумя братьями, Евгением и Яковом. Период создания — 1920-30-е годы. Евгений жил в Берлине, а Яков — в Ленинграде. Оба увлекались фотографией, в объектив попадали городские пейзажи, известные достопримечательности, милые сердцу места, сцены массовых гуляний, бытовые зарисовки. И, конечно, люди: родные, друзья, коллеги, прохожие. На снимках они смеются, танцуют, дурачатся, целуются, наслаждаются жизнью и не подозревают, какая страшная участь их ожидает всего через несколько лет… Действие разворачивается на фоне портретов вождей и растяжек с пропагандистскими лозунгами, но очевидно, что авторы не старались акцентировать внимание на идеологии (как делали это, например, многие репортёрты-современники в угоду газетным издателям). Евгений и Яков запечатлевали повседневность — пока ещё безмятежную. Не осуждали, не критиковали, не комментировали. Просто констатировали факт.

Именно контраст лёгкости, жизнерадостности, обыденности и надвигающейся трагедии вызывает у зрителей трепет. Вглядываешься в лица на снимках и с содроганием сопереживаешь незнакомцам

Не пожалела судьба и самих братьев. Младший погиб на войне, а на старшего, который вернулся из Германии в Россию, в НКВД завели дело — обвинили в шпионаже. Вскоре Евгения арестовали и расстреляли.

Каким чудом уцелели плёнки, неизвестно. Главное, они уцелели. 7000 кадров исторической хроники. 7000 свидетелей эпохи. Благодаря «сарафанному радио», о Хенкиных узнал фотограф Дмитрий Конрадт. И стал первооткрывателем частной коллекции для профессионального сообщества в России. Ею заинтересовались в Эрмитаже и решили: «Выставке быть!» А далее полтора года исследований, поездок, поисков и работы с негативами. Много времени заняло сканирование, которое делали на дорогостоящем оборудовании в одной из швейцарских студий.

Дмитрий Озерков, куратор выставки, руководитель отдела современного искусства Государственного Эрмитажа:

«Концепция выстроена путём мучительного отбора: я отсматривал по 1000 фотографий в день. Редкость, чтобы процент удачных кадров был таким большим. Наша выставка не итог, а процесс. Это место, которое будет наполняться новыми смыслами, новыми видами, новыми материалами. Мы стремимся показать, что жанр любительской фотографии востребован, о нём пишут серьёзные научные книги. Хотим всю эту историю привнести и в Россию. Ещё одна задача — показать ценность семейных архивов. Если у вас есть дома плёнки, не выбрасывайте их, а найдите возможность сохранить для будущего».

Выставка как нетворкинг

Стоит отметить не только состав экспозиции, но и продуманное оформление зала
Стоит отметить не только состав экспозиции, но и продуманное оформление зала

Пространство стилизовано под проявочную комнату с соответствующим красноватым освещением. Выглядит мощно, эффектно и немного зловеще: опять же отсылка ко Второй мировой. Здесь вообще нет случайных деталей, всё символично.

Деревянные конструкции, которые смастерили дизайнеры cтудии TIM специально для выставки, представляют собой букву X. На столах видны фигурные разводы — якобы от пролившихся реактивов. Фотографии размещены довольно непривычно. Некоторые лежат в проявочных кюветах, наполненных жидкостью. Другие висят на иллюзорной просушке. Все снимки в увеличенном формате проецируются также на большой экран

В центре зала располагается камерная лаборатория с фотоувелечителем — ещё одна крутая задумка организаторов. Все желающие могут принести, проявить, напечатать архивные плёнки. Желательно 20-30-х годов XX века. Но никаких строгих ограничений по датам не существует. В рамках программы Молодёжного центра запланированы мастер-классы, воркшопы, лекции, встречи. Лаборатория станет местом встречи, знакомства, общения специалистов и людей, которых интересует фотодело.

Прогулка по Петербургу. Или Ленинграду?

На карте отмечены 15 локаций, которые встречаются на снимках Якова Хенкина
На карте отмечены 15 локаций, которые встречаются на снимках Якова Хенкина

Событие проходит при поддержке Лахта Центра, который видит перед собой цель превратить Северную столицу в полицентричный город, где общественная и деловая жизнь кипит и за пределами исторической части. При содействии представителей Лахта Центра также разработан уникальный маршрут прогулки под названием «Ленинград 1920-1930-х годов в объективе фотографа-любителя». Создатели предлагают индивидуально (на самокате, на велосипеде, пешком — как угодно) отправиться в путешествие с открытым финалом, увидеть мир глазами молодого человека того времени, сравнить объекты прошлого и настоящего. В общем своеобразно поиграть с реконструированием реальности: погрузиться в историю и вместе с тем сфокусироваться на современности.

Ольга Бузина, директор по коммуникациям Лахта Центра:

«За два года до того, как Лахта Центр официально откроет двери, мы уже принимаем участие в таких масштабных проектах, сотрудничая с одним из лучших музеев мира, делая акцент на ценности впечатлений, близких нам... Мне кажется, это тот путь, который даст нам очень много результатов. Посетители выставки прочувствуют впечатления людей той эпохи. И поймут, что лица людей не отражают косности времени. Повседневная жизнь наполнена живыми эмоциями, открыта, располагает к человеческому общению. Это мы хотим видеть в Петербурге сегодня. Собственно, на это мы и будем ориентироваться в создании среды, наполнении нашего проекта».

Проект Молодежного центра Государственного Эрмитажа, реализуемый совместно c Лахта Центром, — приглашение к разговору о том, каким был Ленинград вчера, что происходит в Петербурге сегодня и чего мы хотим от города завтра. Чтобы поделиться в социальных сетях фотографиями, мыслями, наблюдениями, эмоциями или посмотреть посты единомышленников, воспользуйтесь хештегом #2Хенкин2.

Последний день работы выставки — 24 сентября 2017 года.

Подробная информация опубликована на официальном сайте.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Дополнительная информация

Ссылка
https://www.hermitagemuseum.org
Возрастное ограничение
12+
Место
Главный штаб (Эрмитаж)
Адрес Главного штаба
пл. Дворцовая, д. 6/8
Ближайшее метро
 Адмиралтейская, Невский Проспект
Расписание
вт, пт, сб 11:00–20:00, ср, чт, вс 11:00–18:00 (касса: вт, пт, сб 11:00–19:00, ср, чт, вс 11:00–17:00)
Опубликовано ID19831

Комментарии к «В Главном Штабе началась выставка «Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920-1930-х годов»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!

Рейтинг страницы 4 из 5 (50)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!