Знаменитая статья в газете «Правда» под названием «Сумбур вместо музыки» в 1930-е годы повлекла за собой серию преследований нового искусства, в том числе театрального в лице Всеволода Мейерхольда. Эта статья стала реакцией на оперу Шостаковича «Леди Макбет», жанр которой композитор определял как трагическую сатиру. Постановка была запрещена и появилась на сцене только спустя 30 лет, но уже в новой версии.
В своем произведении Шостакович гротескно представлял купеческое общество, взрастившее главную героиню Катерину Измайлову. Стремящаяся к внутренней свободе и счастью, Катерина не может противостоять этому мироустройству, лишается возможности свободно любить и быть счастливой, осуждается за свою страсть. К этому обществу принадлежит и ее возлюбленный, ради которого Катерина пошла на убийство и унижения и который погубил ее своим равнодушием и предательством. Самарская постановка соответствует духу, заданному композитором, и вызывает в памяти литературные традиции XIX века с их вниманием к судьбе «маленького человека».
Отзывы о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда»