Работы Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943) находятся в фондах Третьяковской галереи и Русского музея, в Национальной пражской галерее и Музее Людвига в Кёльне, но широкому кругу зрителей его имя мало известно, а картины художника выставлялись крайне мало. На протяжении жизни мастер поднимал запретные темы и шел на творческие эксперименты, которые были неудобны любой власти. Примечательна судьба его картины «Распятие». Написанное в 1910 г. полотно, сразу запретили духовные отцы — «за богохульство», позже — большевики, «за пропаганду религии».
Один из родоначальников «Русского авангарда», организатор творческого союза художников «Бубновый валет», писал в стиле кубизма, футуризма, символизма и постмодернизма. Его не увлекала фактура, но волновала эфемерная плоть впечатления, которую он воплощал на холсте. Необычайная природная одаренность, наделила его способностью улавливать суть явлений и вещей. Выступая в роли экспериментатора, он не стал автором авангардной теории, но задал российскому модернизму особую «лентуловскую» интонацию. Джон Боулт — один из самых авторитетных западных специалистов по русскому искусству, утверждает, что фигура Лентулова так же значима для русской живописи, как Матисс для мировой.
К экспозиции «лентуловских» работ организаторы выпустили книгу воспоминаний художника. Отрывки из нее многократно цитировались в различных публикациях, оригинал же хранился в семье и никогда ранее не издавался.
Отзывы о выставке «Аристарх Лентулов. Плоть вещей»