Николай Фомич Ферапонтов (Юрий Стоянов) — советский скульптор, который создавал свои творения в рамках соцреализма. Но непризнанный гений не заработал на достойную старость, поэтому живёт в своей мастерской и перебивается случайными небольшими заказами. Но однажды в мастерскую к Николаю Фомичу попадает искусствовед Мясоедов (Дмитрий Лысенков), который обнаруживает среди завалявшихся эскизов шедевры авангарда. Ферапонтов, не долго думая, подтверждает, что картины его авторства, и слава настигает художника моментально.
Юрий Стоянов и Виктор Сухоруков, исполняющие главные роли в комедии, — поистине народный дуэт. Недооценивать их актёрский талант, безусловно, не имеет смысла. Это прекрасные мастера своего дела, способные вытянуть даже самый слабый сценарий. Но «Пять процентов» даже им даются с трудом.
Минута славы достаётся и обворожительному Лысенкову в образе заряженного искусствоведа с обязанностями пиарщика, и Ирине Цветковой в роли обиженной и мстительной жены Ферапонтова, и даже блогеру Стасу Круглицкому, который появляется на экране в роли журналиста. Стоянов и Сухоруков солируют попеременно и довольно удачно. Но из-за таких пусть и интересных соло сама лента буксует на месте, тормозя и без того тривиальный сюжет.
Авантюра в повествовательной канве фильма, безусловно, есть. Интрига, связанная с авторством тех самых злополучных картин, не отпускает до самого конца. Но действия героев и развитие истории довольно предсказуемы. А разрешение интриги разочаровывает.
Местами лента и правда вызывает лёгкую улыбку. Но в основном юмор плоский и сводится к актёрским ужимкам, гримасам и переигрываниям. Мешают картине и плохо написанные диалоги, звучащие так, будто их читают с листа. Речь героев неживая и неестественная. Они, словно и всё остальное в фильме, остались где-то в 90-х. Даже Санкт-Петербург у Светозарова не отражает актуальный облик города, несмотря на то, что действие разворачивается в наши дни.
Здесь поднимается тема и непризнанной гениальности, и лжи во благо, и даже проскальзывает социальная тематика — бедность стариков, которые вынуждены собирать последние копейки на жизнь. Всё это можно было раскрутить до более цельного высказывания и вызвать смех сквозь слёзы, если не ставить на первое место довольно предсказуемый, хотя и авантюрный сюжет.
Текст — София Маргацкая
«Пять процентов» — кино, которое выглядит устаревшим на фоне того, чего достигла наша индустрия как в техническом плане, так и в художественном. Однако насладиться дуэтом Стоянова и Сухорукова хотя бы разок всё же стоит.
Комментарии к «Шедевры из кладовки: рецензия на фильм «Пять процентов»