Виртуозная работа с цветом и тенью, глубокая эмоциональная передача сюжета и… полное игнорирование социальных норм, которые предписывались женщинам XVII столетия, — Артемизия Джентилески вошла в историю не только как талантливая художница, но и как борец за права женщин. Сегодня предлагаем поговорить об этой удивительной и смелой женщине.
Контекст эпохи
Италия, начало XVII века. Юная Артемизия Джентилески берёт уроки живописи у своего отца — художника Орацио Джентилески. Он учит дочь мастерству рисунка, раскрывает секреты светотени. При этом у Артемизии много ограничений: например, она не может практиковаться в студии, не имеет права изображать нагое мужское тело и даже самостоятельно покупать краски — таковы нормы эпохи.
Выйдя замуж, Джентилески перебирается из Рима во Флоренцию, где продолжает оттачивать своё мастерство. Ей поступают заказы на натюрморты и портреты — большое достижение для женщины той эпохи! Но девушка жаждет большего, её интересуют эпические сюжеты.
И упорство берёт своё: через какое-то время художница становится первой в истории женщиной, которую принимают в члены Академии изящных искусств во Флоренции. А это значит, что отныне у неё равные права с художниками-мужчинами!
Стиль, темы и знаковые полотна
Для произведений Джентилески характерно преобладание светотеневых контрастов и насыщенных цветов, общая драматичность композиции, эмоциональный надрыв.
Больше всего художница любит писать сильных и смелых женщин — таких же, как она сама.
Роберто Лонги, искусствовед:
«Из всех известных работ Джентилески на большей части изображены женщины, причём равные мужчинам».
Костяк творчества художницы — аллегорические композиции, картины с библейскими сюжетами и мифологические сцены. Пожалуй, самое известное её произведение — «Юдифь, обезглавливающая Олоферна».
За этим полотном стоит личная история Джентилески, жестоко обманутой художником Агостино Тасси. Всю свою ярость девушка вылила на холст.
Габриэле Финальди, искусствовед:
«От её картин будто получаешь удар под дых».
Среди других замечательных творений Джентилески — «Сусанна и старцы», «Мария Магдалина в экстазе», «Купание Вирсавии», «Даная» и не только.
Комментарии к «Артемизия Джентилески: живопись и феминизм в XVII веке»