Про идею проекта
Семь лет назад у меня на руках был только коммерческий бар и двое детей. Дочь с диагнозом ДЦП: она не могла ни ходить, ни говорить, ни видеть, ни слышать. Тогда я была уверена, что помочь моему ребёнку могут только деньги. Так что все проекты, которые я вела, были коммерческими.
В октябре 2017 года к нам в кафе зашёл дедушка. Он сел за стол и стал считать в ладошке мелочь в надежде, что ему хватит на обед. Нам с командой стало его очень жаль, и у нас возникло желание накормить его бесплатно. Чтобы ему не было обидно, мы объявили акцию: всем пенсионерам, ветеранам, блокадникам обед бесплатно!
Однажды по семейным обстоятельствам я не смогла присутствовать на работе. В том году я была и директором, и администратором, и официантом. Я срочно вывела на замену свою коллегу и не предупредила её об особом госте.
Если для меня дедушка уже стал родным, то коллега ничего про него не знала и взяла с него деньги. Когда я вернулась в кафе, дедушки на месте уже не было. Я спросила, где он, а потом поняла, что всё уже случилось. Сразу вспомнила, как он говорил о том, что надоест и мы посчитаем его нахлебником.
Про пост ВКонтакте и его последствия
Этот дедушка неделю не выходил у меня из головы. С мыслями, что его надо вернуть, я написала ВКонтакте пост: «Друзья, давайте кормить всех пенсионеров бесплатно, если каждый общепит присоединится к этой идее, будет вообще супер!». Оставила адрес нашего кафе на Васильевском острове и добавила примечание, что мы уже кормим бесплатно всех бабушек и дедушек.
По дороге на работу мне звонит мой повар и говорит, что я с ума сошла. Я успокоила его, рассудив, что пенсионеры и интернет — вещи несовместимые.

Про первый обед
Приехав на работу, я обнаружила, что никаких очередей и последствий пока нет. Однако в 12:00 к нам зашла первая рыдающая бабушка. Я постаралась её успокоить и выяснить, в чём была причина её слёз. Оказалось, что у нее оставалось всего 200 рублей пенсии, на которые предстояло жить ещё две недели. Я сразу же бросилась на кухню и попросила всё самое лучшее.
Бабушка осталась очень довольна и спросила меня, может ли она рассказать о нашем проекте своей подруге. У той бабушки тоже сложилась тяжёлая жизненная ситуация: она осталась совсем одна. Конечно, я согласилась.
На следующий день к нам пришло четыре человека, потом восемь, потом 16… Каждый день количество посетителей увеличивалось в два раза. В какой-то момент их стало 100. А столиков по-прежнему было восемь!
Передо мной встал выбор: с одной стороны, сидят мои «пиджаки» — коммерческие посетители, делающие работу кафе возможной. С другой — бабушки и дедушки, которые съезжаются сюда со всего города, чтобы пообедать и пообщаться. Отказать пожилым людям я не смогла и развела руками: коммерция ушла, а кафе превратилось в «ДоброДомик». Названия этого тогда ещё не было.

Про первый год работы проекта
Это был очень тяжёлый год, который прошёл в крысиных бегах. Я не знала, что такое благотворительность и как в ней существовать.
Все мне говорили: «Александра, вы не миллиардер, чтобы кормить всех пожилых людей бесплатно». А у меня на тот момент не было на руках ничего, кроме больного ребёнка, инвалидной пенсии и кафе.
Я поняла, что все правы: я действительно не справляюсь. Мне нужно закрывать двери кафе и срочно вытаскивать себя из этой ситуации.
Ничего не изменилось: куча долгов и кредитов, нет помощи и поддержки. Но во мне загорелась мотивация, которая не останавливается уже восьмой год. Теперь я понимаю: что бы не случилось, я не закрою двери «ДоброДомика».

Про рост проекта
На следующий день я ехала в «ДоброДомик» с совершенно другими мыслями и новым внутренним порывом. Я решила продолжать своё дело не смотря ни на что.
В интернете ты в любой момент можешь найти опыт любого коммерческого проекта и, научившись на чужих ошибках, его повторить. Основная проблема заключалась в том, что проект «ДоброДомик» — единственный подобный себе на Земле. Имея большое желание продолжать своё дело, я вбила запрос в поисковую систему: как реализовать проект, которого нет в мире. Так я наткнулась на фильм «Секрет».
Фильм транслирует простую идею: начните жить сейчас так, как вы хотите жить завтра, тогда всё получится. Немного для контекста: я всю жизнь курила дорогие сигареты. Когда мы начали кормить пожилых людей бесплатно, я перешла на дешёвенькие. После просмотра фильм я пошла в магазин и на последние 2000 рублей купила пачку дорогих сигарет и бутылку алкоголя.
Просыпаюсь утром следующего дня: голова болит, алкоголя и сигарет нет, миллиардера тоже нет. Делать нечего.
Я еду в «ДоброДомик», как вдруг мне звонит представитель YouTube-канала «Ток» с предложением взять у меня интервью. Они брали его шесть часов! Я просто умоляла, чтобы они меня отпустили, ведь мне ещё надо было искать мясо для бабушек.
Ролик вышел уже через три дня и за одну ночь набрал 20 000 000 просмотров. На следующий день я проснулась звездой добра. Мне перевели 30 000 рублей, огромные по тем временам деньги, а уже в течение трёх следующих дней мы смогли закрыть все долги и платежи по мясу. Ко мне приехали волонтёры в таком количестве, что я была просто в шоке и не знала, что с ними делать!
Мы вместе открыли «ДоброДомик» в Москве. Случился гигнатский медийный прорыв. Потом нам позвонили из Новосибирска, и мы поняли, что кафе можно открыть и там. Так клубок добра начал расти.
Было принято решение открыть бизнес-клуб «ДоброДомик», который объединил бы социально-ответственных предпринимателей в одну большую семью. Сейчас нас в клубе уже 160 партнёров, которые ежемесячно финансируют работы домиков: 12 действующих и три строящихся.

Про название
Мои дети до сих пор ругаются на тему того, кто его придумал. Первое кафе, куда пришёл на обед тот самый дедушка, называлось «Чешский домик». Уже в процессе переезда в наше новое помещение для благотворительного проекта мы начали думать над подходящим названием. Я даже пыталась рисовать логотипы, но не могла придумать ничего цепляющего.
В какой-то момент ко мне подошли дети и спросили: «Ну что, мам, когда откроется твой „ДоброДомик“»? И тогда я поняла: всё гениальное просто! А логотип нам подарили наши партнёры.
Про скептицизм старшего поколения
Он есть сих пор! Гости спрашивают: «А за кого надо проголосовать?», думая, что это временная акция, устроенная каким-нибудь депутатом. Узнают, когда это всё закончится, не веря, что «ДоброДомик» работает на постоянной основе.
В каждом новом регионе пенсионеры, ещё не привыкшие к нашему формату, приезжают в наши домики к 8 утра, чтобы быть первыми в очереди, а потом до 12 ждут открытия дверей. Они привыкают, но для них очень сложно в такое поверить.
Про работу стандартного кафе
Повар приходит на работу к 7 утра и готовит обеды. У нас есть два формата кафе: те, кто кормят в помещении и те, кто работает на доставку. У нас предусмотрен ДоброМобильчик, который и развозит еду.
К 10-11 часам приходят волонтёры. В каждом кафе работает по пять волонтёров в день. Их не приходится искать: они сами записываются на работу. В 12 открываются двери кафе, и до 16 у нас стандартно полная посадка.

Про стандартный обед
Про трудности
Мы большой федеральный фонд, но каждое 1 число у нас ноль рублей на счету. До конца месяца нам надо закрыть аренду, коммунальные платежи, зарплатный фонд. Всегда есть партнёры, которые в том месяце могли оказать поддержку, а в этом месяце уже нет.
Растут и наши возможности. Если ранее решение проблемы измерялось 10 000 рублей, то сейчас, если несколько партнёров не могут оказать помощь, какой-нибудь регион может попасть под закрытие.
Про закрытие кафе
Единственный раз, когда нам пришлось закрыть «ДоброДомик», случился в самом начале проекта. Это был домик в Гатчине. К сожалению, мы просто не смогли его вытянуть. Для меня это было неописуемо больно.
В прошлом январе у 18 наших партнёров возникли серьёзные сложности, и они не смогли больше оказывать нам поддержку. Тогда мы задумались о том, как менее болезненно выйти из этой ситуации с учётом опыта гатчинского кафе.
Я с грустью подумала про «ДоброДомик» в селе Маслянино. Я посчитала, что нам нужно всего на несколько месяцев приостановить его работу, чтобы выбраться из временного кризиса. Уже когда я была на месте, то увидела, как пожилые люди меня благодарят, обнимают, плачут. Я поняла, что вариант закрытия полностью отпадает. Поэтому мы побежали дальше, смотреть фильм «Секрет» и искать новых партнёров и спонсоров.
Так что мы как будто всегда на грани. Но бабушки и дедушки — двигатель нашей работы.

Про причины проблем
Про COVID
В COVID произошло самое страшное: мы закрыли все двери наших кафе.
Я подумала о том, что мы могли бы месяц передохнуть и спокойно отладить все процессы в новых реалиях… А потом поняла, что мы-то может и передохнём, а бабушки уже привыкли. Им эти обеды нужны как воздух.
Я совершила над собой некоторое усилие и попросила друга повесить объявление на двери: кафе закрыто, если вам нужны продукты, звоните мне на личный номер.
Мне начали звонить бабушки, а я бегала по магазинам и развозила продукты на своём УАЗике. Звонков стало всё больше, а потом большая часть из них попадала в пропущенные. Я просто не успевала отвечать!
Я не понимала, что происходит. Решила поговорить с одной из бабушек и уточнить, откуда у неё мой номер. Каково же было моё удивление, когда она сказала, что взяла его с горячей линии по COVID.
Я попросила эту бабушку позвонить туда ещё раз и сказать, что ей нужны продукты. Вежливая женщина на том конце провода продиктовала ей мой номер.

Истории проекта, которые заставят вас поверить в лучшее
Мы часто теряем и приобретаем партнёров, но у нас на счету всегда 0. Иногда мы уходим и в минус. Тогда наши партнёры в чате записывают видео и призывают друг друга скинуться по 3000-5000 рублей, чтобы закрыть долги.
В этом месяце, когда минус составлял 270 000, один партнёр закрыл его с большим запасом, перечислив 500 000.
Наши бабушки и дедушки иногда женятся в нашем домике. Недавно невеста (97 лет) и жених (92 года) поженились и пришли ко мне за благословением. Теперь по моему совету они в одной квартире живут, а другую сдают.
Другая семейная пара, которая тоже объединилась в «ДоброДомике», сейчас путешествует по всему миру. Я невероятно рада за них! Так что «ДоброДомик» — это не только пища для желудка, но и пища для души. Наши бабушки и дедушки начинают здесь новую жизнь.
Есть ещё одна история про бабушку, на норковую шубу которой обратили внимание местные СМИ. В интернете все на неё обозлились: мол, как не стыдно, это кафе для нищих, а она в кольцах, ухоженная, в шубе.
На следующий день она пришла ко мне с планшетом, и, тыкая пальцем в новость, попросила меня записать что-то вроде обращения для «этих всех».
Грустная правда заключается в том, что до 63 лет она была абсолютно счастливым человеком. Но всего за один день она лишилась сына, невестки и внука в страшной катастрофе. До 83 лет у неё была последняя подруга, но в прошлом году не стало и её. Так она осталась совсем одна.
Бабушка сказала мне: «Да, у меня есть квартира, у меня есть деньги, которые я сама периодически вам жертвую. Но у меня никого нет! А здесь я обрела новых друзей и общение. Это место — спасение от одиночества».

Про дальнейшие планы
Планы у меня такие же, как и были. Только раньше мне смеялись в лицо, а сейчас спрашивают дедлайны.
План — открыть 1117 домиков. В каждом городе России. Где бы мы ни открывали двери нашего кафе, там всегда стоят очереди, полная посадка.
Почему? С одной стороны, я радуюсь, что могу помочь такому количеству нуждающихся. Но с другой, мне страшно больно смотреть на сотни брошенных стариков. Причём часто при живых детях. Такого просто не должно происходить.
Пожелания партнёрам
Надо начинать делать добро. Вы сами не заметите, как сильно изменится ваша жизнь. Все люди, которые присоединяются к нашему проекту, меняют жизнь к лучшему. К человеку приходит счастье в том, в чём оно ему необходимо.
Пожелания волонтёрам
Я поняла, что стандартный рекрутинг — это не для нас. В «ДоброДомике» надо любить то, что ты делаешь. Мы всегда находим команду через теорию пяти рукопожатий. У нас ненормированный рабочий график. У нас его вообще нет. Мы просто живём моментом.
Мы сейчас постоянно масштабируемся, поэтому ищем настоящих профессионалов, чтобы помогать нашему проекту расти ещё больше*.

* Если вы хотите помочь проекту, обратитесь по номерам: +7 (921) 906-90-66 (Александра) или +7 (911) 750-33-72 (Настасья).
Пожелания бабушкам и дедушкам
Первое пожелание я адресую тем бабушкам и дедушкам, которые уже с нами. Желаю им крепкого здоровья и позитива, а со всем остальным мы им поможем.
Второе пожелание я хочу адресовать женщинам и девушкам, которые только планируют стать бабушками. Перестаньте сюсюкаться со своими детьми! Вы должны сделать так, чтобы ребёнок помогал вам в старости. Я часто вижу пожилых людей, которые до сих пор нянчатся со своими сорокалетними сыночками. Это неправильно.
Беседовала Валерия Евдокимова
Комментарии к «В Питере — делать добрые дела: история проекта «ДоброДомик»