Феномен Beat Weekend в том, что фестиваль предлагает посмотреть на культуру с неожиданной стороны. Героями документальных фильмов часто становятся не известные на весь мир личности, а локальные звёзды, которые оказываются не менее легендарными людьми в своей сфере.
Сами герои открывают перед камерой себя и о то, что они делают. Они ведут режиссёров по сюжету своей жизни. Часть привезённых фильмов — это хиты прошлых лет. Например, биография финского архитектора Алваре Аалто или исследование творческого стиля Дэвида Линча.
В этом году в программе можно встретить и крайне необычные примеры документальной формы. Новым лентам программы мы и посвятили наш материал.
Команда и работа
Пять историй о погоне за успехом рассказывает швейцарский режиссёр Пит Баумгартнер в фильме «СЕО будущего». На протяжении семи лет он снимал своих героев — студентов лучшей бизнес-школы в мире при университете Санкт-Галлена. В этом точном наблюдении сталкиваются амбиции и личные проблемы, погоня за успехом и поиск ответов на вопрос, ради чего всё это. Лента рассказывает об одном и том же, но каждая из пяти историй индивидуальна. Режиссёру удалось собрать воедино несколько портретов. Ведь последствия успеха и достижения у всех разные.
Лента Станислава и Анастасии Ставиновых тоже повествует о командной работе и амбициях, но в ином ключе. Фильм «20 лет со Смешариками» — это не только ностальгическое путешествие в историю легендарной анимационной франшизы на российском кинорынке. Это ещё и погружение в процесс создания. Фильм разбит на главы, каждая из которых посвящена отдельному этапу работы — от написания сценария к сериям и разработки персонажей до актёрской озвучки и продюсирования. Авторам фильма удалось запечатлеть создание юбилейного сезона любимого многими мультика, а также целый год работы в сплочённой творческой команде, которая искренне горит своим делом.
Люди и творчество
О роли кастинг-директора часто забывают. Кажется, что мы всегда знали звёзд вроде Брюса Уиллиса, Натали Портман, Сигурни Уивер. Однако за их успехом непосредственно стоит умение разглядывать талант. И этим умением обладает Бонни Тиммерман — легендарный кастинг-директор Голливуда. Фильм «Бонни» приоткрывает тайну того, что творится за кадром. А режиссёр Челси МакМаллан даже показывает эксклюзивные видео с прослушиваний тех, кого мы сегодня регулярно видим на киноэкранах.
Режиссёр — ещё один человек, который обычно существует за кадром. Но приходит момент, когда даже творец оказывается по другую сторону камеры. «Мишель Гондри: DIY» Франсуа Немета — это история французского выдумщика и фантазёра, которому удалось покорить Голливуд и даже получить «Оскар». Необычный стиль Гондри всегда шокировал и покорял. От клипов Бьорк, White Stripes и Daft Punk до авторского кино был пройден огромный путь. И этот путь зритель может пройти тоже, посмотрев фильм, полный архивных кадров, отрывков из ярких клипов и кинолент, интервью и открытого творческого процесса, который позволяет фантазии летать высоко и долго.
А вот картина «Без фильтров» рассказывает о фотографе Джеймсе Гамильтоне. Он начинал в маленькой квартирке. Когда Гамильтон понял, что кино и командная работа точно не про него, он купил фотоаппарат и отправился в увлекательное исследование. Результатом стали 50 лет культурной жизни в Нью-Йорке, запечатлённые на его плёнке. То, как режиссёр Д. В. Янг рассматривает Гамильтона, на самом деле про нечто большее — про историю американской фотожурналистики в целом. Творцы прошлого анализируют настоящее и дают разные прогнозы.
Единственный герой этого тематического блока, который никогда не оставался в тени, — Ник Кейв. Абсолютно великий рок-музыкант, который пугал и пугает своим экстравагантным образом на сцене. Но рядом со страхом живёт и любопытство, поэтому шоу Кейва собирают толпы фанатов по всему миру. Фильм Иана Вайата «Ник Кейв и The Birthday Party» вовсе не об истории успеха и взлётов, как можно подумать. Это лишь нулевая глава в жизни рок-музыканта и его первой группы. Свидетели творчества Кейва — коллеги и друзья — делятся впечатлениями, а режиссёр достаёт архивные кадры. В них чувствуется атмосфера как нищеты и провалов, так и безумия и отчаянного рок-н-ролла. Отныне пробел в биографии звезды закрыт.
Легенда и признание
Самым трогательным фильмом программы стала лента «Рюити Сакамото: последний концерт» режиссёра Нео Сора. Чёрно-белая лента практически без единого слова, потому что вся она состоит из музыки. Маэстро играет свои лучшие произведения, отобранные им лично за все годы творчества. Это концерт, который звучит для каждого, ведь музыка рассказывает куда больше, чем слова. Особенно, если кино про великого музыканта. Нео Сора удалось подсветить личность талантливейшего композитора в своём необычном фильме-концерте, который поражает интимностью творческой обстановки.
В программу вошла и чёрно-белая короткометражка Василия Овчинникова «4:30». В центре истории — слепой пенсионер Илья, который поставил себе задачу не из простых: пробежать марафон за четыре с половиной часа. А это стандартный результат для зрячих атлетов. Помогает Илье молодой тренер Дима. Между героями удалось нащупать невероятно живую связь — от лютого раздражения до искренней поддержки. Режиссёр использует динамичный монтаж с отсчётом километража, что задаёт интригу и напряжение. А ещё автор не боится постановочных кадров, которые любопытно вплетены в документальное повествование. В этом небольшом рассказе зритель не только попробует дойти до цели вместе с героями, но и узнаёт о неожиданном опыте этого мудрого человека.
Подробную информацию о программе фестиваля Beat Weekend можно найти на сайте.
Текст — София Маргацкая.
Комментарии к «Новая культура зовёт: гид по кинофестивалю Beat Weekend 2024»