Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.

Как Стив Райх изобрел акустическое техно

Казалось бы, техно, музыка с постоянным, ровным и выделенным ритмом — явление сугубо клубное и оно уж точно впервые появилось в студии электронщика, который сутками не вылезал с рейвов и решил записать самый танцевальный трек на свете. Музыку, впервые названную «техно», действительно создали энтузиасты электронного подполья в 1980-х, но идея музыкального сочинения, основой которого является неизменный ритмический пульс, сначала пришла в голову академическим композиторам.

18+
159

В ХХ веке академическая музыка начала драматически усложняться: почитайте, например, как Игорь Стравинский наполнил вычурными ритмами «Весну священную» или как Дьёрдь Лигети полностью отказался от мелодий и превратил оркестр в шумовую машину. Некоторым композиторам столь радикальные меры казались излишними, но и просто повторять за классиками они не хотели. Примерно таких убеждений придерживался и Стив Райх — композитор, которого сегодня считают пионером американского минимализма и одним из важнейших музыкантов второй половины ХХ века.

В середине 1960-х Райх много экспериментировал с записью немузыкальных звуков и речи. Однажды он с минимальной задержкой случайно включил на двух магнитофонах две бесконечно повторяющиеся одинаковые записи — и был захвачен тем, как они постепенно смещаются и накладываются друг на друг на друга, образуя что-то третье. На основе этого наблюдения в 1967 году он написал знаменитую пьесу Piano Phase.

В этом произведении два исполнителя на фортепиано сначала синхронно играют одну и ту же примитивную фигуру, а потом один из них начинает по чуть-чуть смещать ритм — на этом видео сдвиг начинается примерно через минуту после начала. В итоге получается что-то вроде постоянно движущегося звукового калейдоскопа. Сам по себе прием вполне впечатляющий, но уж больно похож на аттракцион: как только притупляется вау-эффект, оказывается, что других идей здесь и нет. К счастью, на этом Райх не остановился.

В 1976 году, наигравшись с микроскопическими ритмическими смещениями, он завершил «Музыку для 18 музыкантов». Название, во-первых, вводит в заблуждение: в нем указано минимальное число музыкантов, необходимое для исполнения партитуры, часто «Музыку» играют ансамбли из 20 и более человек. Во-вторых, намекает, что поэтических образов и скрытых концепций здесь нет. Зато есть постоянный ритмический пульс — его первая часть, Pulses, начинается с прямолинейной партии маримбы.

Этот пульс звучит на протяжении всего произведения (обычно его играют около часа) и, словно скелет, связывает все тринадцать частей «Музыки» — вступительную и финальную Pulses и Sections от I до XI.

На пульсирующие ноты маримбы постепенно начинают наслаиваться другие инструменты (в этой записи, кстати, сам Райх играет на фортепиано). Обратите внимание, как в районе 25-й секунды вступят женские голоса и бас-кларнет: они постепенно накатывают, словно волны из звука, а потом незаметно отступают. Может даже показаться, что здесь замешана электроника, но все дело в электричестве: «Музыку» играют только на инструментах с усиленным звуком и в такие моменты исполнители просто приближаются и удаляются от микрофонов.

Если перепрыгнуть сразу к первой Section, то таких уж больших перемен вы не услышите.

Музыканты играют другие мелодии, но они все так же больше похожи на фрагменты, которые так и не складываются ни в какую звуковую историю. Пульс все тот же, каких-то неожиданных ансамблей из групп инструментов тоже вроде бы не сложилось.

Теперь попробуйте, скажем, седьмую Section: изменилась плотность общего звука из-за того, что играют другие инструменты, появились маракасы, но суть осталась примерно той же. И это при том, что к этой части «Музыку» играют уже минут как сорок!

Так и было задумано: в этом произведении задано не движение к какой-то цели, например, грандиозной кульминации, но просто движение и ритм сами по себе.

В «Музыке» интересно подмечать, как к основной пульсации, которая начинается с первой секунды, добавляются ритмы других инструментов. Иногда они сливаются с ней, иногда вступают в заметные ритмические диссонансы, но никогда не образуют новый пульс. Согласитесь, такое отношение к ритму очень похоже на техно с его равномерным базовым ритмом.

Конечно, сам Райх вряд ли рассчитывал, что под «Музыку для 18 музыкантов» будут танцевать: куда лучше она подходит для внимательного слушания на концерте или даже для медитации. Это, впрочем, никак не помешало бельгийской танцовщице и хореографу Анне Терезе Де Кеерсмакер поставить на «Музыку» балет.

Многие электронщики, включая продюсеров танцевальных треков, считают минимализм одним из главных влияний на свою музыку.
Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+
Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.
Подробнее

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Дополнительная информация

Возрастное ограничение
18+
Опубликовано ID31265

Комментарии к «Как Стив Райх изобрел акустическое техно»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!
.

Рейтинг страницы 0 из 5 (0)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!