Новости

KudaGo в Петербурге прошлого: дореволюционные рестораны с собственным садом

Ресторан-сад «Контан»: французские ужины во дворе на Мойке

 наб. реки Мойки, д. 58А
Фото: citywalls.ru

Если бы вы спросили нас, куда отправиться на обед под открытым небом в жаркий июльский день, мы бы непременно посоветовали вам кафе «Контан». Не всем заведениям так повезло с летней территорией при ресторане, например, культовый «Палкин» довольствовался балконом. А «Контан», который работал при отеле с 1885 года, не только обладал высоким сервисом и вкусной кухней, но и собственным садом. Ресторан назван в честь своего основателя, Августо Контана, но особую популярность приобрёл, когда его выкупили Луи Филиппар и Альмир Жуэн, которым также принадлежала «Кюба».

Фото: citywalls.ru

История сада при ресторане началась гораздо раньше. Он появился ещё в середине XVIII века при усадьбе сенатора Никиты Трубецкого. Место хозяйского поместья в начале XIX века заняли Английский клуб и III отделение канцелярии Его Величества. После нескольких перестроек в здании открыли гостиницу «Россия», при которой появился и «Контан».

Торжественные банкеты и ужины в «Контане» считались показателем хорошего вкуса как для петербуржцев, так и для москвичей: здесь проводились вечера в честь художников Ивана Айвазовского и Константина Маковского, композитора и пианиста Антона Рубинштейна, скульптора Павла Трубецкого. Фёдор Шаляпин пел для высших государственных сановников «Марсельезу» (французский гимн, запрещённый в монархической России) на торжественном ужине. Показателем первоклассности ресторана было то, что его посещали офицеры Семёновского лейб-гвардии полка. При их появлении оркестр румынского дирижёра Жана Гулеско начинал играть Семёновский марш, а офицеры слушали его стоя с бокалами шампанского в руках и благодарили маэстро золотым пятирублёвиком.

Николай Агнивцев: «Ужель им больше не звенеть?!.. Ужель не вспенят, как бывало, „Кюба“, „Контан“, „Донон“, „Медведь“ Свои разбитые бокалы?!..»*

* Подробнее о ресторанах «Медведь» и «Кюба» читайте в этом материале. Чем прославился «Донон», вы узнаете ниже.

Фото: citywalls.ru

Кухня «Контана» предлагала типичные для французских заведений начала XХ века блюда: здесь можно было попробовать консоме и суп-пюре из спаржи, говяжье филе «Финансьер», жареных пулярдок, мороженое пломбир с абрикосами.

Люди, которые не могли позволить себе обед в ресторане, посещали бар и пили вино в саду, где играл оркестр. Бутылка шампанского в ресторане стоила 10 рублей, поэтому компания из пяти человек вполне обходилась двумя. Но «Контан» был для молодёжи только началом бурной ночи: после него публика отправлялась на танцы в увеселительный сад «Аквариум».

Фото: citywalls.ru

Что находится сейчас

В 1907 году «Контан» уничтожил пожар, но уже через год его восстановили. Он просуществовал до революции. Сейчас здание ресторана утрачено, на этой территории располагаются детский садик и гостиница «Аркадия».

Кафешантан* «Вилла Родэ»: провокационное кафе у Чёрной речки

 Приморский просп, д. 1 / ул. Академика Крылова, д. 2

* Кафе с открытой сценой, на которой исполняются непристойные песни и пошлые танцы.

Фото: p2.citywalls.ru

Загородный ресторан «Вилла Родэ» открылся в 1908 году в павильоне «Кристалл», который находился в южной части современного парка у Чёрной речки, на месте несохранившейся дачи Голицыной. Расположение оказалось очень удачным: от ресторана в центр добирались на пароходе. К «Вилле Родэ» относились летняя веранда-ресторан со сценой, где выступали известные артисты, большой летний театр и, по слухам, даже приватные комнаты для распутных богачей во флигеле.

Фото: citywalls.ru
Говорили, что приватные комнаты находились во флигеле ресторана

«Виллу Родэ» посещали Александр Блок, Александр Куприн, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Нина Дулькевич, Илья Мозжухин, Григорий Распутин в окружении светских красавиц и цыган. Во время обедов и ужинов в заведении играл венгерский концертный оркестр, выступали кафешантанные певицы и пел хор цыган. Вскоре кафе приобрело неофициальное название «Петербургский Яр» по аналогии со знаменитыми московскими ресторанами с цыганской музыкой «Яр».

В петербургской газете писали: «Кутили там по-настоящему — с вином, хором, этуалями. Ценою не стеснялись. Платили, сколько спросят. А спрашивали, сколько влезет. Ни один кавалергард былых времен, ни один набухший от денег спекулянт не оплачивал таких счетов, какие не морщась оплачивали кутилы нового Петрограда. Веселье царило до глубокой ночи. С шумом и гиканьем разъезжалась ватага пьяных жуиров с визжащими дамами под утро, когда на обледеневших тротуарах устанавливались бесконечные голодные хвосты».

Актёры представляли в ресторане «живые картины»: например, Аполлон выходил к публике в окружении обнажённых муз. Вечерами здесь устраивали настоящие вакханалии, поэтому приличные женщины не посещали заведение. Даже блюда в меню носили пикантные названия: «купание русалок в шампанском», «танцы одалисок на столах среди посуды» и особенно «Венера». При её заказе официанты выносили в зал огромный поднос с цветами и фруктами, в центре которого лежала голая девушка. Посетители пили в её часть шампанское, поливали даму игристым и щедро обсыпали ассигнациями.

Александр Блок в стихотворении «В ресторане» пишет про «Виллу Родэ»:

«Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе чёрную розу в бокале. Золотого, как небо, аи».

Фото: p3.citywalls.ru
Ворота ресторана

Что находится сейчас

Петербургская газета об обыске в ресторане в 1918 году: «Красногвардейцы искали, главным образом, вина. Выяснилось, что владелец имеет потайные погреба. Так как вход в погреб не был указан администрацией ресторана, то красногвардейцы бросили бомбы в подвал и пробили брешь. В результате выяснилось, что в погребах находится свыше 10 000 бутылок вина, ликёров и коньяку. Всё вино было реквизировано. Владелец ресторана, А. Родэ, был арестован. Захваченные в ресторане гости были также задержаны, но после переписи их отпустили».

В годы Первой мировой именно у ресторана сорили деньгами спекулянты Петрограда. После революции заведение закрыли и открыли в его помещении политический клуб «Искра», на открытии которого выступал Владимир Ленин. В советские годы в здании помещался кинотеатр «Факел», затем клуб завода № 23 «Искра». В 1954 году оно сгорело, на его месте соорудили заводской стадион. Сейчас часть территории принадлежит больнице Свердлова, в другой части восстановлен парк.

Ресторан «Донон»: тайный дворик для поклонников искусства

 наб. реки Мойки, д. 24
Николай Агнивцев: «Нет Петербурга без „Донона“!»
Фото: citywalls.ru

В XIX веке француз Сен-Жорж открыл в глубине двора на Мойке лавку с макаронами и печёным картофелем. Гости приходили сюда поесть вкусных блюд, посмотреть на красивую супругу и посидеть в теннисном саде с прудом и перекинутыми через него мостиками. Здесь хозяин угощал посетителей вином и обедами за 3—5 рублей, после чего они отмечали, что «нельзя отобедать с большим удовольствием как у Жоржа». Такова предыстория фешебельного ресторана «Донон», открытого на этом месте в 1849 году и названного по фамилии следующего хозяина Жан-Батиста Донона.

Фото: encspb.ru

Постоянным гостем заведения был Михаил Салтыков-Щедрин, который всегда заказывал раков по-бордосски. Также сюда заходили Александр Иванов, Николай Костомаров, Иван Гончаров, Иван Тургенев. Кабинет для важных гостей на втором этаже посещали Григорий Распутин, Евно Азеф, Георгий Гапон. Здесь бывал даже князь Алексей Александрович Романов.

29 декабря в ресторане ежегодно устраивался обед петербургской Академии наук. Вот что значилось в праздничном меню: форшмак из лангуста, суп «Пьер ля Гран», камбала, нормандский соус, седло ягнёнка, донышки артишоков по-парижски, цыплята, жареные перепёлки, салат из зелёных огурцов, мороженое, фрукты, кофе, спаржа и шарлотка «Пампадур».

Михаил Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала»:

«Было около часу ночи, и дононовский сад был погружен в тьму. Лакеи-татары, как тени, бесшумно сновали взад и вперед по дорожкам. Я пошёл побродить по дорожкам и потому не присутствовал при процессе заказывания ужина. До слуха моего долетали: „ecrevisses a la bordelaise“ [раки по-бордоски], „да перчику, перчику чтобы в меру“, „дупеля есть?“, „земляники, братец, оглох, что ли?“, „на первый раз три крюшона…“»

Фото: vk.com

Официантами в заведении работали татары, объединённые в артель. Вечерами в «Дононе» выступал румынский оркестр. По оценке столичных газет, «страстные и иногда рыдающие звуки скрипок и голоса солистов создавали в обеденном зале „Донона“ непринуждённую атмосферу и некий настрой для любовных признаний — обычно чужим женам».

С 1890-х в ресторане проходили «дононовские субботы», во время которых петербургские литераторы обсуждали новости и вели «Альбом обедающих» с карикатурами и экспромтами. В начале XX века заведение стали часто посещать представители Серебряного века — Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Александр Бенуа, Вячеслав Иванов, Анна Ахматова.

Именно в «Дононе» в 1909 году произошло открытие иллюстрированного журнала о музыке, театре, литературе и искусстве «Аполлон». В честь выхода первого номера в ресторане дали обед, в котором принимали участие Александр Блок и Иннокентий Анненский. Как вспоминают современники, после этого поэтическая молодежь почти ежедневно стекалась в комнаты старинного особняка на Мойке: «было много болтовни, но из неё рождалось то, что заполняло страницы журнала».

Анна Ахматова, «На Смоленском кладбище»:

«Вот здесь кончалось всё: обеды у Донона, интриги сочтены, балет, текущий счёт»

Фото: citywalls.ru

Что находится сейчас

В 1910 году, когда «Донон» отметил свой 50-летний юбилей, новые владельцы решают расширить ресторан. Заведение переезжает на Благовещенскую площадь, на угол Английской набережной, и берёт название «Старый Донон».

На прежнем месте татарская артель открывает новое заведение «Павел Донон, Бетан и татары», который просуществовал до 20-х годов ХХ века и был любимым рестораном нэпманов. Оба заведения не сохранились.

Сейчас на месте исторического ресторана остался лишь заброшенный дом во дворах между Мойкой и Конюшенной улицей — последняя постройка архитектора Фон Гогена. Здание признано региональным памятником.

Фото: p0.citywalls.ru
Всё, что осталось от легендарного ресторана

В рассылках «KudaGo в Петербурге прошлого» мы рассказываем о том, как жители ХХ века проводили свой досуг в городе. Читайте о дореволюционных и советских ресторанах, сохранившихся кафе Петербурга и Ленинграда, прошлом городских рынков и торговых центров, культовых местах Невского проспекта и главном дореволюционном развлечении.

Желаем вам приятной прогулки по Петербургу и до встречи в новых материалах!

Оставьте комментарий
Рекомендации