Под колоннами Большого театра
Начинаем нашу прогулку у самого главного театра нашей страны — Большого. Стоя под колоннами, постарайтесь почувствовать всю мощь и величество этого здания.
До революции Большой и Малый театры назывались Императорскими, а руководили ими чиновники из Петербурга. В конце XIX века произошёл серьёзный упадок театрального и оперного искусства в России, поэтому стали появляться люди, которые активно хотели поменять всю театральную систему.
В Московских Императорских театрах работал Александр Александрович Яблочкин (отец нашей героини) — один из первых русских театральных режиссёров, которого смело можно назвать предшественником русской современной режиссуры. Начиная с 1852 года он работал в Петербурге и в Москве и осуждал систему работы Императорских театров. Он был одним из первых, кто вместе с артистами репетировал спектакли, устраивал «читки» и требовал у дирекции выделять больше времени на постановки. Ранее в газетах практически не уделяли внимания театральной режиссуре, но имя Яблочкина стало появляться в прессе всё чаще и чаще.
В конце своей жизни режиссёр решил открыть небольшою актёрскую школу при театре, обучение в которой было рассчитано на два года. В учебной программе уделяли внимание речи, способам выражения душевного состояния словами и движениями тела, проходили темперамент и характер, изучали сценические правила и многое другое.
К сожалению, Яблочкин не успел реализовать свой проект, но он воспитал несколько поколений первоклассных актёров московских театров. Кстати, режиссёр способствовал успеху драматурга Островского на сцене. Сам Островский неоднократно благодарил за это Яблочкина.
А одной из успешных московских актрис стала дочь Яблочкина.
Малый театр. У памятника Островскому
Младшая дочь первого русского режиссёра грезила сценой с раннего возраста, так как всё её детство проходило за кулисами театра. Она боялась признаваться отцу в своём желании стать актрисой, поэтому первой, кому она открылась, была известная артистка Малого театра — Гликерия Николаевна Федотова. Федотова приняла её в свою студию в 1885 году. Но Яблочкина долго не могла справиться с переживаниями перед выходом на сцену.
Даже талант, приятная внешность и хорошее обучение у Федотовой не помогли Яблочкиной попасть в Малый театр. Добиться желаемого удалось только на следующий год: актриса попробовала свои силы и поступила на годовой курс известного драматурга Александра Николаевича Островского. На экзамене она зачитала монолог Катерины из «Грозы» и Софьи из «Горя от ума». Но курс так и не состоялся — великий драматург и учитель скончался.
Дом, в котором жила Яблочкина
Большая Дмитровка, 4/2
В этом доме большую часть своей жизни проживала народная артистка Александра Александровна Яблочкина и в этом месте хотелось бы рассказать, что добиться чего-то на сцене бывает порою очень сложно.
Часто Яблочкина про себя говорила: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Когда Александру приняли в театр, ей редко давали главные роли. С детства она была очень трудолюбивая, поэтому обычно в любой пьесе она учила не только свои роли, но и всех своих партнёров. Она постоянно ходила на репетиции других спектаклей, поэтому знала наизусть все партии. В случае болезни любой актрисы, всегда обращались к Яблочкиной, и она без проблем могла заменить других артисток.
Театр Наций
Петровский переулок, 3
Театр Наций до революции был частным театром Фёдора Корша. В нём Яблочкина проработала два года, с 1886 по 1888 год, и успела сыграть 12 ролей. Самая известная роль — снова Софья Павловна в спектакле «Горе от ума». Этот спектакль отличался роскошью декораций, специально сшитыми для постановки костюмами, долгими репетициями. Постановку активно обсуждали в газетах.
Но Яблочкиной в частном театре не нравилось, поэтому она снова стала пробоваться в Малый театр, куда была принята в 1888 году и где играла вплоть до 1959 года. Её последней театральной ролью стала старуха Кроули в спектакле «Ярмарка тщеславия». Известный театровед Марков, побывавший на последнем спектакле, вспоминал, что Яблочкина исполнила роль «с неиссякающим трогательным блеском и благодушным юмором». Яблочкиной на тот момент было 94 года.
На протяжении всей своей жизни Александра Александровна была не только артисткой сцены, но и крупным общественным деятелем. Эта часть жизни тесно связывала её с известным театральным режиссёром и общественным деятелем Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко.
Дом МХТ, где провёл последние годы Владимир Немирович-Данченко
Глинищевский переулок, 5/7
Что связывало этих двух людей? Объединяла их огромная любовь к театру и гражданская позиция. Немирович-Данченко и Яблочкина видели театр на грани его умирания в дореволюционное время и застали рассвет театрального искусства в советское время, поэтому они участвовали в разных съездах, предлагали советскому правительству свои идеи по развитию театра и занимались публицистикой.
Однажды Немирович-Данченко написал статью под названием «С детства „театральная“». Есть в ней интересные нам слова: «Для того чтобы стать тем, чем стала Александра Александровна, надо было обладать ещё двумя качествами: громадной любовью к актёрской работе, любовью к сцене или, как у нас любят говорить, любовью к искусству, любовью и сильной волей, направленной к актёрским переживаниям. Любовью, подчиняющей сценической работе все другие жизненные задачи».
Впереди финальная точка маршрута. Мы увидим дом, который стал известным «Домом актёра» благодаря Яблочкиной.
Бывший «Дом актёра»
Тверская улица, 16/2
С 1859 года в России существовало РТО — Российское Театральное Общество. По своим функциям такое общество напоминало профсоюз. Цель была одна — защита профессиональных, творческих и жизненных интересов художественной российской интеллигенции. Основал такое общество драматург Островский.
В начале XX века Яблочкина начала активную общественную деятельность в этой организации и добилась создания «Дома актёра». Его открыли в конце 1930-х в здании на Тверской. Этот дом был доступен для всех представителей творческих профессий: здесь отдыхали артисты, режиссёры, гримёры или костюмеры после сложных рабочих дней. В помещениях проходили выставки, «капустники», фестивали и показы фильмов. Руководство взяла на себя Александра Яблочкина. Дополнительно Яблочкина получила разрешение на строительство помещения, где пожилые артисты могли получить помощь и работу.
«Дом актёра» на Тверской просуществовал вплоть до начала 1990 года, пока не случился серьёзный пожар, который уничтожил все помещения для творческих работников, декорации, костюмы, негативы плёнок, фотографии, архивы и многое другое. На протяжении нескольких лет артисты находились без своего дома, пока тогдашний президент Ельцин не подписал указ о передаче ВТО нового здания на Арбате. В 1992 году учреждение открылось на новом месте и получило имя нашей артистки — «Дом актёра имени Яблочкиной».
Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.
Комментарии к «Москва актрисы Яблочкиной: короткая прогулка перед посещением театра»