У памятника Пушкину
Начинаем нашу прогулку у памятника Пушкину. По мотивам романов, повестей, пьес, даже сказок Пушкина ставили балеты как при его жизни, так и 200 лет спустя. Да и сам Александр Сергеевич не обходил этот вид искусства стороной, даже упоминал балет в «Евгении Онегине»:
«Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла — всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьёт, то разовьёт И быстрой ножкой ножку бьёт».
Окружённая толпою нимф Истомина — это не выдумка поэта, а тогдашняя звезда Петербургского балета — Авдотья Истомина. От балерины Истоминой теряли голову многие мужчины того времени, даже состоялась знаменитая «четверная дуэль» между её возлюбленным Шереметевым и графом Завадовским, а также их секундантами — Якубовичем и Грибоедовым (да, писатель и драматург Грибоедов дрался на дуэли, тогда ему прострелили руку). Воздыхатель Истоминой Шереметев погиб на дуэли.
Авдотья Истомина танцевала партию черкешенки в балете по мотивам поэмы «Кавказский пленник» Пушкина. Постановка увидела свет, когда поэту и балерине было всего по 23 года. Позже была партия Людмилы в балете «Руслан и Людмила» Шарля Дидло.
После этого пушкинские произведения практически не ставили в балете до начала XX века, а самого Пушкина жизнь свела с другой балериной. Но уже в Москве. И… в Советском союзе!
Дом под юбкой
ул. Тверская, д. 17
«Над головою у поэта воздвигли даму из балета, чтоб Александр Сергеич мог увидеть пару стройных ног», — целых семь лет бронзовый Пушкин стоял, склонив голову перед статуей изящной девушки, расположенной на доме через дорогу. Сейчас это дом № 17 на Тверской, а в 50-е годы москвичи его так и называли — «Домом под юбкой».
Скульптуру девушки установили незадолго до войны, она «провожала» будущих бойцов на фронт, она «видела» марш пленных немцев по улице Горького.
Горожане стали называть девушку балериной, хотя стояла она с серпом и молотом в руках в обычном советском платье, не в балетной одежде. Это неудивительно, ведь в 1930-х появилось такое понятие, как «советский балет». После всех революционных невзгод русское балетное искусство вновь начинало обретать свою мощь. В 1930-е годы начали обращаться к русской классике, в том числе к Пушкину. Так появился балет «Бахчисарайский фонтан», главную партию в котором исполняла Галина Уланова.
В балете постепенно появляются имена, известные по всему Союзу и за его пределами. Театральные подмостки Великобритании, Франции, Японии и многих других стран ждут с гастролями Галину Уланову, Наталью Дудинскую, Майю Плисецкую, Ольгу Лепешинскую и других. Кстати, раньше считалось, что бетонная барышня с серпом и молотом списана как раз с балерины Лепешинской, но официальных подтверждений тому нет.
К концу 1950-х годов статуя барышни обветшала. Чтобы увесистая балерина не обрушилась на головы советских граждан, её убрали в 1958 году. До сих пор время от времени в СМИ мелькают предложения восстановить советскую балерину и вернуть её на своё место.
Дом, где жил Асаф Мессерер
ул. Тверская, д. 15
На мемориальной доске на стене дома есть маленькая скульптура танцовщика. Это Асаф Мессерер — один из самых знаменитых хореографов советского времени. Мессерер был принят в балетную труппу Большого театра в 18 лет, сразу после окончания балетной школы. В театре он проработал до 1954 года и исполнил практически все ведущие роли в классическом русском, зарубежном и советском балетах.
В первые годы после революции перед новой властью встал вопрос — что делать с балетом? С одной стороны, это пережиток буржуазных времён, с другой — русский балет известен на весь мир, и такой бренд терять никак нельзя. Некоторое время Большой театр использовался как площадка для всевозможных съездов, и, кстати, о создании новой страны объявили как раз со сцены Большого.
Оперу и балет постарались приспособить к новой пролетарской действительности: по возможности убрать из репертуара буржуазные постановки, пускать в Большой рабочих «в целях отдыха и пропаганды социализма». В эти годы Асаф Мессерер учился в училище при Большом. Классы почти не отапливались, ученики ходили полуголодными.
Постепенно в моду входил авангард. Конечно, это коснулось и балета. В 1920-е годы Мессерер был увлечён авангардным танцем. Он танцевал в революционном спектакле «Красный мак», исполнял несколько сольных номеров. Рабочие рукоплескали — на сцене были не туманные страдания буржуазии, а советские моряки, китайцы и огромный бутафорский корабль! Именно в «Красном маке» танец «Яблочко» впервые появился на сцене академического театра. После этого балета танец обрёл народную любовь.
Асафу Мессереру нравилась идея синтеза искусств, поэтому он работал с режиссёром Мейерхольдом, творил в жанре драмбалета — то есть на стыке художественного и танцевального театров.
«В моём доме раздался телефонный звонок и голос в трубке сказал: „Здравствуйте. С вами говорит Мейерхольд...“ Мне ли рассказывать, как Мейерхольд был знаменит и каким событием становился каждый его спектакль! И вдруг этот человек обращался ко мне с просьбой поставить танцы в новом его спектакле „Учитель Бубус“. Премьера состоялась 29 января 1925 года. И её успех закрепил наши с Мейерхольдом отношения».
Мессерер был фактически соавтором режиссёра: вместе они ставили «Горе уму», «Даёшь Европу», «Даму с камелиями».
Постепенно внимание Мессерера переключилось на классическое искусство. Он ставит в Большом театре «Спящую красавицу», «Лебединое озеро». С приходом к власти Сталина, страна берёт курс на академизм, и, возможно, это спасает Асафа Мессерера от репрессий, ведь в его окружении несколько лет идут масштабные чистки. Репрессируют Мейерхольда, родную сестру Асафа Рахиль отправляют в лагерь, а её мужа Михаила Плисецкого приговаривают к расстрелу. У них в Москве остаётся двое маленьких детей. Мальчика берёт на воспитание Асаф, а девочку — его родная сестра Суламифь. Девочка вырастет и станет великой балериной — Майей Плисецкой. Асаф Мессерер был её любимым дядей.
Плисецкая писала про своего дядю:
«Почти всю свою сознательную балетную жизнь каждым утром я торопилась в его класс. У него занимались Уланова, Васильев, Максимова… Мало кто знает, что учиться балету он начал поздно, лишь в шестнадцать лет, а в восемнадцать его зачислили в труппу Большого. Это что-нибудь да значит».
Памятник Майе Плисецкой
Говорят, что век балерины короток, но следующая героиня нашей прогулки всей своей жизнью опровергает это утверждение. Пожалуй, самая знаменитая русская балерина в мире Майя Плисецкая только лишь в Большом театре служила около 50 лет. А на сцену выходила и в 70-летнем возрасте. Теперь она, танцующая, увековечена в бронзе. Памятник и сквер появились здесь в 2016 году.
Дядя и тётя Майи служили в Большом театре, девочка часто бывала на спектаклях и тоже хотела стать балериной. Майя писала, что поступила в училище она легко — тогда балет не был в моде и пробовались всего около 30 детей, а не как сейчас, около тысячи. Она покорила комиссию тем, что исполнила грациозный реверанс.
Плисецкая всегда говорила, что упорство и удача в балете гораздо важнее исходных данных.
Советский Союз она называла «каторжной страной». Он много дал балерине, но отобрал ещё больше. Родители были репрессированы, но её не отправили в детский дом, позволили продолжать учёбу, а позже её, дочку врага народа, приняли в Большой театр. Не раз она задавалась вопросом, как такое возможно. Плисецкая заполнила тысячи анкет: где родители? Есть ли родственники за границей? С трудом её выпускали на гастроли.
Про Плисецкую написаны тысячи слов, сняты десятки фильмов в разных странах. Но никто не рассказал о жизни балерины лучше неё самой: почитайте её книгу воспоминаний «Я, Майя Плисецкая».
Ресторан «Молоко»
ул. Большая Дмитровка, 7/5, стр. 5
Рядом со сквером Плисецкой можно обнаружить ещё одну маленькую примету великого балетного прошлого. Найти её можно в ресторане «Молоко».
Предлагаем отведать совсем не балетную еду — десерт «Анна Павлова». Нежный десерт из безе и свежих ягод придумали в Австралии или Новой Зеландии и назвали в честь известнейшей балерины, которая в 1920-е годы добралась туда с гастролями.
Журнал «Театр и искусство», 28 (15) марта 1914 года:
«Балерина Анна Павлова застраховала свои ножки в „скромную“ сумму: всего только в 1 000 000. Недавно она в гор. Сен-Луи, в Сев. Америке, повредила себе во время танцев одну ногу. И теперь страховое об-во должно выплатить ей 500 000».
Во время десерта можно послушать сингл Робби Уильямса Party Like a Russian. В нём используется музыка композитора Сергея Прокофьева «Танец рыцарей», написанная для балета «Ромео и Джульетта», а в клипе танцуют балерины.
Дом Прокофьева
Камергерский пер., д. 6
В этом доме композитор Прокофьев провёл свои последние годы жизни с 1947 по 1953 год. Здесь же он писал свой последний балет «Сказ о каменном цветке», писал буквально до самой смерти — последняя часть завершена за несколько часов до кончины.
Прокофьев стал свидетелем периода стремительных перемен в искусстве: он работал и над дореволюционными Дягилевскими сезонами, и над индустриальным балетом «Стальной скок» в рамках тех же «Сезонов» в 1927 году. Это был эксперимент: как фактически конструктивистский балет примут в Европе? Приняли прекрасно. Для антрепризы «Русские балеты» он написал четыре балета, его музыка звучала в Париже и Лондоне, Монако и Венеции.
Как же Прокофьев писал для Дягилева после революции? Уехав из России в 1918 году. Не бежал, а уехал в командировку по выданному ему паспорту. Но вернулся только 18 лет спустя. Работал в Японии, в Америке, в Европе. Почему Прокофьев вернулся? Этот вопрос — предмет спора исследователей его творчества.
Первым балетом после возвращения стал «Ромео и Джульетта» — он вписался в веху «сталинского шекспировского театра». В 1930-е годы английский поэт был очень моден, ведь внезапно обнаружилось, что идеи Шекспира гармонируют с советской идеологией.
Прокофьев стал многократным лауреатом Сталинских премий, хотя и объективно не был любимым композитором Сталина. Интересно, что Прокофьев и Сталин умерли в один день — 5 марта 1953 года. В день смерти вождя новость о кончине Прокофьева просто растворилась. Прощались с композитором тихо, почти тайно, в зале Дома Композиторов. Те, кто шёл прощаться, это не афишировали, ведь скорбеть по композитору, когда умер Иосиф Сталин, не положено. Друзья композитора заказывали в оранжерее цветы и говорили — «для Сталина».
Большой театр
Театральная пл., д. 1
Пожалуй, самым востребованным представлением в Москве уже много лет остаётся балет «Щелкунчик» 31 декабря. Билеты поступают в продажу за несколько месяцев. Желающие попасть занимают очередь в кассу с ночи, чтобы с утра купить заветный квиток, а цены достигают 120 000 рублей за хорошее место в партере. Но каждый спектакль в Большом — большой праздник для зрителя, поэтому не теряйте времени и отправляйтесь на балет!
Текст подготовлен совместно с «Топ топ Москва».
Комментарии к «Москва балетная: прогулка перед походом в Большой театр»