Ильгар Сафат, «Моя необработанная форма»
О чём ваша книга?
Оставляя в стороне сюжетные перипетии, весьма увлекательные и непредсказуемые, можно сказать, что эта книга посвящена исследованию природы человеческого сознания. Это захватывающее путешествие главного героя в сумрачные зоны его подсознания. Пугающий квест.
Почему её стоит прочитать?
Я бы не рекомендовал свою книгу людям с неустойчивой психикой. Но всем тем, кто интересуется психологией, любит жанр триллера и не боится заглянуть в тёмные уголки человеческой природы, эта книга может быть интересна.
Самый сильный момент в книге?
В книге много жёстких и шокирующих сцен. Мне сложно выделить какую-то одну, потому что каждый эпизод я пытался сделать максимально напряжённым. Но самые сильные сцены, наверное, связаны с описанием того, как главный герой обнаруживает свою идентичность. Когда он осознаёт свою скрытую сущность и понимает, кем он на самом деле является.
Чего не хватает современной российской прозе?
В целом, я думаю, ситуация неплохая. Русская литература стоит на таком мощном фундаменте, что его запаса прочности хватит надолго. Есть и молодые интересные авторы, есть авторы старшего поколения. Новые имена появляются, и, я уверен, будут появляться. Хотелось бы, чтобы возникали какие-то целостные направления, по типу тех, что были в период Серебряного века, но с новыми эстетическими идеями. Но это в наше атомизированное время вряд ли возможно.
Топ-3 ваших любимых современных писателей (необязательно российских).
Из последнего, что мне понравилось: Майкл Шейбон, Евгений Водолазкин, Дэн Симмонс.
Пётр Власов и Ольга Власова, «Московская стена»
О чём ваша книга?
Она, в первую очередь, о современном человеке. Какой он и как влияет его внутреннее состояние на устройство нашей общей жизни. О том что любые изменения в коллективной психике могут привести к серьёзным изменениям и даже коллапсу известного нам мира. О том, почему сегодня «колбасит» как всё мироустройство, так и многих из нас в отдельности. Почему так мало гармонии и баланса в нашей жизни.
Почему её стоит прочитать?
Эта книжка, которая писалась последние 10 лет — они были очень насыщенными для нашей истории. Многое, что сегодня происходит, она предвидела, другое впитала и интегрировала. Это живой и глубокий срез нашей жизни, поданный в рамках динамичного сюжета. Тут есть удовольствие и для эстета слова, и найдётся, над чем подумать.
Самый сильный момент в книге?
Как бы банально это ни звучало, он — в самой последней главе. Когда один из героев, вопреки собственной воле и убеждениям, делает то, что нужно на самом деле истории, которая в книге предстаёт не как творение человека, а как некий объективный живой закон.
Чего не хватает современной российской прозе?
Ей очень не хватает издателей-эстетов, издателей-интеллектуалов, которые по меньшей мере так же желали бы издать хороший текст, как и получить прибыль. Издателей, для которых печатать всякий мусор было бы просто табу.
Топ-3 ваших любимых современных писателей (необязательно российских).
Из русских — Людмила Улицкая* за короткий жанр и роман «Даниэль Штайн переводчик». Евгений Водолазкин — за короткую прозу, особенно «Близкие друзья». Из зарубежных — Кадзуо Исигурo за романы «Остаток дня» и «Не отпускай меня».
Диана Машкова и Сания Испергенова, «Я - Сания. История сироты»
О чём ваша книга?
Диана Машкова: О талантливой художнице, сироте с рождения. О взрослении и сложном поиске себя и своего места в мире, которому ты не нужен.
Сания Испергенова: О жизни, об эмоциях, о том, как живётся в детских домах. И о детях, которым нужна семья и поддержка в любом возрасте.
Почему её стоит прочитать?
Диана Машкова: Потому что в ней — важная информация о детстве каждого человека, о том гигантском влиянии, которое оказывают ранние отношения (или их отсутствие) на будущее ребёнка. Книга помогает сверить «психологические часы» с самим собой.
Сания Испергенова: Для понимания, что есть другая жизнь, о которой 90% людей, живших в детских домах, никогда не расскажут. Даже если человек вырос в детдоме — это не крест. Просто за воротами учреждений другая жизнь, и каждому ребёнку нужны поддержка и внимание.
Самый сильный момент в книге?
Диана Машкова: Момент, когда шестилетняя девочка-сирота, попав из детского дома в больницу, впервые осознаёт, что у каждого ребёнка есть своя мама. Она чувствует тоску по самому родному и желанному человеку, которого не видела никогда в жизни. Это чувство пройдёт с героиней через всю жизнь.
Сания Испергенова: Для меня и в жизни, и в книге эти моменты, наверное, совпадают — глава, в которой сознание меняется в одну ночь! Где мне сказали о том, что женщина, которая считалась моей матерью по документам, не рожала меня.
Чего не хватает современной российской прозе?
Диана Машкова: Смелости. А ещё — усилий высокопрофессиональных маркетологов, экранизаций и переводов на иностранные языки. Мы слабо представлены на мировой литературной арене, хотя нам совершенно точно есть, что показать.
Топ-3 ваших любимых современных писателей (необязательно российских).
Диана Машкова: Людмила Улицкая*, Дина Рубина, Маша Трауб.
Сания Испергенова: Дэниел Киз, Халед Хоссейни, Бернард Вербер.
Мария Аверина, «Контур человека: мир под столом»
О чём ваша книга?
Эта книга о том, как маленький ребёнок выстраивает внутри себя свой собственный мир, спасаясь тем самым от реалий действительности, в которую он волей Бога попал, родившись.
Почему её стоит прочитать?
Говорят, что все мы «родом из детства». В том смысле, что все наши личностные качества формируются в самом раннем возрасте. Вот и получается, что, следя за становлением личности Маши, читатель имеет возможность понять, каким образом сформировался он сам. И в этом смысле, читатель может стать своеобразным моим соавтором: его собственная фантазия, его личные ассоциации, переживания, чувства и мысли, рождающиеся по ходу чтения, и придают подлинный объём и глубину моему роману. Этим он, как говорили те, кто его прочёл, и нравится.
Самый сильный момент в книге?
Это судить читателю, и, конечно, каждый определит его сам. Но с моей точки зрения, ключевым моментом является осознание Машей того факта, что она сломала Время.
Чего не хватает современной российской прозе?
Это не мне оценивать. И сразу по двум причинам. Во-первых, я не литературовед и нахожусь внутри процесса, я как бы не наблюдатель, и поэтому мне как бы ничего не видно. А во-вторых, чтобы что-то оценивать, должно пройти время. Как говорил Есенин, «Большое видится на расстояньи».
Топ-3 ваших любимых современных писателей (необязательно российских).
Стивен Кинг, Паоло Коэльо, Сергей Алексеев.
Булхат Ханов, «Непостоянные величины»
О чём ваша книга?
О школьных буднях в рабоче-крестьянском районе, о борьбе с призраками и о том, как ты маленькими шагами движешься к инициации, лишь в конце пути понимая, что инициация уже свершилась – давно и незаметно.
Почему её стоит прочитать?
Для того, чтобы с восторгом узнать себя в героях. Или не узнать :)
Самый сильный момент в книге?
Глава с московскими событиями.
Чего не хватает современной российской прозе?
Увлекательности, бережного отношения к сюжету, а также анархо-марксистской подпорки.
Топ-3 ваших любимых современных писателей (необязательно российских).
Эдриан Джоунз Пирсон, Джон Максвелл Кутзее, Элеонор Каттон.
* внесена Минюстом РФ в список иноагентов
Комментарии к «Отечественная проза: что читать этой осенью?»