Веронезе и венецианская живописная традиция
Творчество Паоло Веронезе невозможно рассматривать вне контекста венецианской школы живописи. Она просуществовала как минимум 400 лет и наивысшего расцвета достигла в эпоху Высокого Возрождения, которое пришло в Венецию, ставшую в XV—XVI веках культурным центром Италии, несколько позже по сравнению с Римом и Флоренцией.
Что же отличало произведения ренессансных мастеров-венецианцев? Художники с воодушевлением изучали пластические возможности масляной живописи, внимательно относились к колористическому решению. В целом заметно стремление авторов к созданию обобщённой картины мира, в которой человек рассматривается как неотделимый от природы элемент.
Что же касается непосредственно Веронезе, он любил передавать на холсте драматичность момента на фоне безграничной могущественной натуры, используя чистые насыщенные цвета. И всё это — с сохранением лёгкости и изящности рисунка.
Работая над полотнами на религиозную тематику, Веронезе прибегал к любопытному приёму: библейских персонажей он переносил в современные для него интерьеры и экстерьеры, да ещё и «одевая» по моде XVI века.
Скандал вокруг «Тайной вечери»
После того, как в пожаре, произошедшем в венецианской базилике Санти-Джованни-э-Паоло, погибла картина Тициана «Тайная вечеря», Веронезе получил заказ на создание полотна для церкви со схожим сюжетом. Через какое-то время работа увидела свет и очень заинтересовала Святую инквизицию. Дело в том, что живописец довольно свободно подошёл к трактовке новозаветной истории. Мало того, что действие происходит в чисто ренессансных интерьерах (мы уже говорили, что Веронезе нравился такой ход), так в нём ещё и принимают участие лица, вышедшие прямиком из головы автора, — воины, дети, карлики, животные. В Библии такого не было!
Паоло Веронезе (из протокола трибунала):
«Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие».
Веронезе оправдали, но приказали исправить холст в соответствии с религиозным каноном. Художник ловко выкрутился и из этого положения: вместо того, чтобы переписывать половину произведения, он просто изменил его название. «Левий дал пир для Господа» — гласит надпись на балке балюстрады.
Комментарии к «Паоло Веронезе: скандальный и гениальный»