Кто такие атланты и кариатиды и в чём между ними отличия?
Слово «атлант» (также «атлас» или «теламон») пришло из греческой мифологии, где атлант был титаном, поддерживающим небесный свод и обращённым в камень. «Кариатида» (также «кора», то есть «девушка») впервые встречается в сочинениях архитектора Витрувия, который взял слово из греческих источников. Оно имеет несколько трактований: девушки, несущие на голове корзины со священными дарами на праздниках в честь Афины и Артемиды, или жительницы области Кария в Малой Азии, которых за измену родине превратили в рабынь и заставили носить тяжести.
Основное отличие между архитектурными элементами только в гендерном признаке: скульптурное изображение мужской фигуры, служащее опорой для здания, называется атлантом, женской — кариатидой. Пол определяет тяжесть ноши скульптуры: в античной архитектуре женские фигуры удерживают на своих плечах не слишком тяжёлые предметы, а небесный свод доверяют склонившим голову и плечи атлантам.
Эти фигуры нужны только для красоты или от них есть польза?
Изначально декор создали греческие зодчие, которым было не занимать фантазии: вместо скучных колонн здания стали украшать человеческими фигурами. У элементов была скорее утилитарная функция: атланты поддерживали перекрытия здания, балконы и карнизы, кариатиды заменили надоевшие пилястры. Однако впоследствии элементы стали выполнять не только функциональную, но и декоративную роль.
Как атланты и кариатиды пришли в Петербург?
Здания начали оформлять декоративными элементами ещё в античном искусстве. Самых первых атлантов нашли в греческом храме Зевса в Долине храмов Агридженто в итальянской Сицилии, похожие фигуры из монолита уже были созданы в Древнем Египте. Однако наибольшую популярность атланты и кариатиды приобрели в архитектуре XVII—начала XX веков, как раз когда формировался центр Петербурга.
При строительстве первых городских зданий в начале XVIII века лишних украшений не использовали. Потребность в пышном декоративном оформлении возникла при распространении стиля барокко в конце 60-х годов того же века. На помощь архитекторам пришли атланты, держащие перекрытия, кариатиды, обрамляющие окна, амуры, львы и человеческие маски, ставшие частью композиции фасадов.
Когда в моду пришёл классицизм, строения перестали так вычурно оформлять. Фигуры вновь вернулись в город в середине XIX века, когда классицизм сменила богатая декором эклектика. Более 60% строений с атлантами и кариатидами построили в этот период: например, десять самых известных атлантов портика Нового Эрмитажа.
На рубеже XIX—XX веков в городе правил модерн, в котором также использовался декор. С 1917 года мотивы кариатид и атлантов перестали добавлять в архитектуру.
Считается, что на счастье нужно потереть три повреждённых взрывом пальца атланта.
Сколько всего атлантов и кариатид в нашем городе?
Точной цифры нет. Автор книги «Атланты и кариатиды Петербурга» Павел Матвеев говорит о 300 зданиях, украшенных скульптурами и лепными изображениями атлантов и кариатид. Часть фигур оказалась забытой или была уничтожена. Мы остановимся на наиболее интересных представителях и расскажем, где их можно увидеть.
Где в центре Петербурга посмотреть на атлантов и кариатид?
Про портик Эрмитажа и особняк Мясникова вы уже знаете. Не менее популярным зданием является доходный дом Веге (наб. Крюкова канала, 14), парадный въезд во двор которого охраняют скульптуры молодых атлантов и декоративная колоннада.
Атланты не всегда представлены статными полуобнажёнными мужчинами: посмотреть на непривычную версию приглашаем в доходный дом С. Ф. Англареса (Сапёрный пер., д. 13). Фигуры непропорциональны, прикрываются шкурами, обуты в ботинки и угрожают кулаками. Жители называют их варварами или сравнивают со славянами.
В особняке Белосельских-Белозерских (наб. Фонтанки, д. 42) атланты поселились не сразу. Здание построили в середине XVIII века, когда пышный декор ещё не был в почёте. Во время перестройки в середине XIX века особняк приобрёл черты барокко и обзавелся фигурами атлантов снаружи и кариатид во внутренних покоях дворца.
Среди кариатид одними из самых известных считаются дамы, поддерживающие массивные эркеры в доходном доме Мальцевой (Невский пр., д. 77).
В доме Пашкова, или Департамента уделов, (Литейный просп., д. 39) девушки украшают пилоны у входа и поддерживают балкон второго этажа. Дамы прославились тем, что их здание описал Некрасов в «Размышлениях у парадного подъезда».
В Ново-Михайловском дворце (Дворцовая наб., д. 18) кариатид можно хорошо рассмотреть только с высоты птичьего полёта. В этом здании скульптуры девушек завершают коринфские колонны на уровне третьего этажа.
Часто атланты и кариатиды изображены совместно. Такую картину можно увидеть при входе в особняк Демидовых (Большая Морская ул., д. 43). В начале XX века в здании находилось посольство Италии, а сейчас здесь расположен Балтийский банк.
Дом Трофимова (ул. Чайковского, д. 17) смело может попасть в категорию «18+». Вход в шестиэтажное здание украшен парами кариатид и атлантов, причём последние противоестественно выгнуты и бесстыдно демонстрируют прохожим свой вид сзади.
Теперь вам осталось лишь дождаться тёплой погоды, вооружиться нашим гидом и отправиться знакомиться с каменными обитателями Петербурга. Для полноценного погружения перед прогулкой мы рекомендуем ознакомиться с координатами домов, украшенных атлантами и кариатидами, и вдохновиться роликом на YouTube.
Комментарии к «Петербургская архитектура в деталях: атланты и кариатиды»