Истоки
Жизнь Кузьмы Петрова-Водкина, как и многих художников начала XX века, была полна путешествий и судьбоносных встреч, происходивших на фоне глобальных исторических событий. Перед революцией он побывал во Франции, Северной Африке, Греции и Италии, особенно полюбив последнюю с её мастерами эпохи Возрождения. Их он называл своими «любимчиками».
Помимо них, на него оказали влияние постимпрессионисты, особенно Анри Матисс: картина «Играющие мальчики» написана под очевидным воздействием «Танца».
Несмотря на то, что в разные годы Петров-Водкин принадлежал к «Миру искусства», входил в объединение «Четыре искусства» и был членом Союза художников СССР, его творчество можно рассматривать только обособленно от организованных художественных процессов.
Соцреализм, который пахнет ладаном
Петров-Водкин часто ассоциируется со знаменитыми «Купанием красного коня», «Смертью комиссара» и «Новосельем», и кажется, что почти все его работы выполнены в стилистике, близкой к канонам соцреализма.
Однако творчество мастера устроено гораздо сложнее: в нём есть и несвойственная соцреализму манерность, и заимствования из иконописи и народного творчества, и новаторство в виде придуманной им «сферической перспективы».
Особые приёмы наклонного изображения персонажей и уходящего вдаль пространства, к которым обращался художник, по его задумке создавали для смотрящего связь с интуитивно понятной планетарной формой.
Загадочный провидец
Полотно «Купание красного коня», написанное в 1912 году, считают предчувствием революции 1917 года. Это одно из известнейших и самых таинственных произведений художника. Прообразом юноши с картины называют то брата живописца, то Владимира Набокова, тогда ещё жившего в Петербурге.
Не менее загадочно произведение «1919 год. Тревога». В этой картине 1934 года специалисты видят предсказание Большого террора, начавшегося в 1936.
Кузьма Петров-Водкин:
«Потомки наши со временем разберутся от винтика к винтику в событиях; доисследуются до первопричины: почему закипел котёл и почему вообще котлы кипят; моя задача — в том, чтоб посильно показать живой материал, из которого строился я и мои однолетки...»
Глазами современников
Петров-Водкин часто подвергался критике. Самым известным его ненавистником был Илья Репин. Сегодня сложно представить, почему Репина так возмутила картина «Сон», показанная на выставке в 1910 году, однако после знакомства с ней он назвал Петрова-Водкина «безграмотным рабом» и «неучем».
Художника также критиковали Максим Горький («человек он всесторонне малограмотный») и Константин Сомов («всё тот же скучный, тупой, претенциозный дурак»). А вот Александр Бенуа живописца защищал.
Было интересно? Тогда рекомендуем наш материал о прерафаэлитах!
Комментарии к «Петров-Водкин: Дельфийский оракул XX века»