У Лизы (Полина Максимова) похищают сына (Вадим Филипченков). Чтобы разобраться, зрителю предстоит вернуться в 90-е и погрузиться в историю семьи Лиховцевых. Павел (Артём Быстров) живёт в деревне, разводит пчёл, держит хозяйство, охотится на медведей. У него есть жена Лена (Елена Николаева) и два сына — Женя (Савелий Кудряшов / Егор Кенжаметов / Евгений Ткачук) и Вася (Глеб Кулаков / Максим Карушев). Когда глава семейства понимает, что денег на жизнь не хватает, он принимает предложение своего друга Юры (Александр Голубев) переехать в город и заработать состояние там. Так Павел случайно становится сначала водителем местной ОПГ, а затем и штатным киллером. Самое страшное, что ближайшим сообщником мужчины становится его 12-летний сын Женя.
Кажется, что мода на сериалы о 90-х вряд ли изживёт себя в российской киноиндустрии. Даже когда проект «Слово пацана. Кровь на асфальте» Жоры Крыжовникова, обращаясь к годам более ранним и зарождению преступных группировок, вроде бы расставил все точки в этом вопросе, переосмыслив и обличив истинное лицо преступности без доли романтизма.
Однако Юрий Быков берёт довольно устаревший инструментал в попытке сказать что-то новое на уже, грубо говоря, заезженную тему. Мол, 90-е, преступность, голод. Да ещё и платформа буквально кричит слоганом «главная драма страны», как бы пытаясь обозначить, что и время было поворотным и драматичным для всех, кто его застал и на ком сказались последствия. Тот случай, когда маркетинг срабатывает куда лучше, чем содержимое.
Страшный антураж с панельками — то немногое, что дышит жизнью, но выступает не как попытка переосмыслить исторические страницы, а как то, что якобы должно оправдать беспредел. И если у Крыжовникова ткань фильма приводила к истинному лицу зла и даже к раскаянию, то у Быкова сюжетные линии и арки персонажей куда проще.
Режиссёр никак не подкрепляет мотивировки героев. Павел Лиховцев ни на секунду не задумывается о пагубности своих действий. От примерного заботливого семьянина до жестокого киллера его отделяет какой-то молюсенький шажок и случайное попадание в банду. Хотя, очевидно, что другой путь был, просто герой его не выбрал по неизвестным для зрителя причинам. Таким же оказывается и второй главный герой Женя. Абсолютно добрый по своей натуре подросток помогает отцу и особо не терзается муками совести. Драматургических лакун в сюжете очень много. И вполне прекрасному ансамблю актёров особо нечего играть в этой постановке.
Не покидает и ощущение ТВ-налёта — неспроста сериал после выхода на стриминге планируется к показу на телевидении. Диалоги слишком прямолинейные, все действия проговариваются словами, а главные герои, будучи абсолютно плоскими, читают морали и философствуют о противостоянии бедных и богатых. Вполне эффектную историю можно было рассказать куда глубже и интереснее, но авторы пошли по стандартному пути. Особенно это обидно, потому что сценарий писал Олег Маловичко, который уже сумел заинтриговать зрителей такими успешными сериалами, как «Трасса», «Хрустальный», «Химера», «Нулевой пациент».
Градус интриги ещё снижается и из-за неоправданных флэшфорвардов. Основное действие — это глобальный флешбэк в 90-е. А история с похищением ребёнка у героини, в которой, очевидно, замешан уже повзрослевший Женя, возникает лишь эпизодически. Динамика проседает и сюжет размазывается по сериальному хронометражу. Конечно, пока ещё неизвестно, как в итоге эти две линии свяжутся воедино, но на данный момент исходная точка сериала кажется необязательной.
Текст — София Маргацкая
Если и смотреть «Лихие», то с многочисленными оговорками. Заинтересовать любителей телесериалов Быкову и команде не составит труда. Но вот нужно ли оно — вопрос другой.
Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Telegram в Москве и Санкт-Петербурге. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.
Комментарии к «Препарирование стандартов: рецензия на сериал «Лихие»