Сергей Виноградов жил в эпоху больших перемен, но по его живописи этого не скажешь: живые светлые картины несут в себе ощущение непрекращающегося безмятежного счастья. Кажется, художник существовал в созданном им же мире, где нет ни горестей, ни печалей. Сегодня предлагаем поговорить об этом неподражаемом авторе, который мастерски умел останавливать время — так же, как импрессионисты.
Рисовать светом
Творчество Сергея Виноградова несёт в себе очевидный отпечаток французского импрессионизма с его стремлением выхватить из действительности мгновение и перенести эту быстротечность на холст.
Сергей Виноградов:
«Хотелось бы иметь две пары рук и два сердца, чтобы успеть запечатлеть всё, что волнует».
Как и в случае с французскими «коллегами», главным инструментом Виноградова был свет — живой, изменчивый, наполняющий всё и вся движением и энергией. Для картин мастера характерно обилие воздуха и общее радостное настроение.
Пётр Пильский, журналист:
«Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, всё вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить».
Учился Виноградов у известнейших мастеров эпохи — Владимира Маковского, Иллариона Прянишникова и Василия Поленова.
Поленов водил своих студентов к Павлу и Сергею Третьяковым, где те могли вживую посмотреть на полотна Камиля Коро, Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Так Виноградов знакомился с виртуозной техникой великих живописцев.
Пейзаж как состояние души
Виноградов писал деревенские сценки, портреты, интерьеры. Но, конечно, важнейшее место в его творчестве занимает пейзаж — эмоциональный, подвижный, выразительный, пропитанный трепетным отношением к родной земле.
Антонина Пенэрджи, журналистка:
«Виноградов глубоко национальный художник, завороженный русской природой в её скромной замкнутости».
В начале 1900-х годов мастер обратился к теме уходящих в прошлое дворянских гнёзд. Эти картины несут светлую тоску по былой эпохе и эмоционально перекликаются с творениями Виктора Борисова-Мусатова.
Комментарии к «Сергей Виноградов: русский импрессионизм»