Часто бываете в Санкт-Петербурге? Какие любимые места у вас здесь есть?
Я, на самом деле, — гастрономический маньяк. Я люблю рестораны. Но так вышло, что мы снимали сериал в Костомукше, в Карелии, и всё время ездили через Питер. Проект снимался четыре года, соответственно мы очень много раз ездили в Костомукшу. И в какой-то момент у меня появилась классная традиция с моей мамой: каждый раз, когда я ехала обратно через Питер, я покупала маме билет на «Сапсан». Мы встречались на перроне, а потом шли в ресторан «Счастье», бронировали столик прямо с видом на Исаакиевский собор и прекрасно проводили время. Вот такая у нас была традиция. Дело даже не в самом «Счастье», а именно в этих воспоминаниях, в этой атмосфере, когда я была там с мамой.
«Сны Алисы» — это мистический триллер, который вы снимали в Карелии. Как думаете, Питер мог бы стать локацией для сериала? Или в нём недостаточно мистики?
Мне кажется, здесь дело даже не в мистике, а именно в натуре, потому что проект всегда снимался в зимнее время года. Нам нужны были сугробы, огромное количество снега, красивые леса. В Питере такого просто нет. И здесь ещё вопрос маленького городка, который находится вне времени. И нашли мы Костомукшу. А Питер — это всё-таки Питер. Мне кажется, такая история не могла произойти в Санкт-Петербурге.
А как вообще у вас этими жанрами — триллер и мистика? Вы их смотрите или стараетесь избегать? Что любите больше всего в кино?
Я не то чтобы стараюсь избегать эти жанры, но меня они не заводят, не вызывают во мне особого адреналина. У нас всё-таки больше психологический триллер. Постоянно спрашивают на интервью про ужастик, но в «Снах Алисы» вообще нет никаких ужасов. Да, там есть кровь, но это всё очень аллегорично. В первую очередь это такая внутренняя метафора пустоты, чёрной дыры. Это всё внутри героев находится.
А вообще я к жанрам не цепляюсь. В разное время меня увлекает разное кино. Я могу и комедию посмотреть, и какую-то социальную драму. Всё зависит от контекста, конечно, от внутреннего ощущения.
Из любимого, первое, что пришло на ум, — это «Мой король». Я постоянно говорю это в интервью, потому что я очень люблю это кино. Там Венсан Кассель, Эмманюэль Берко — фильм просто великолепный! Он очень болезненный, но потрясающий. И женщина его сняла (реж. Майвенн — прим. ред.). Также меня поразила документалка про Бэкхема от Netflix. Просто потрясающе! Я последнее время редко смотрю кино, но в меня оно попало, очень советую посмотреть. А топ-3 всей моей жизни — это «Гарри Поттер», «Властелин колец», «Звёздные войны». Чтобы вы поняли ещё кое-что обо мне (смеётся).
А каково было в целом сниматься в такой любопытной истории? Что вы чувствовали, когда вживались в образ своей героини с особым даром?
По ощущениям было очень тяжело держать именно внутреннее напряжение, потому что моя героиня всё время находится в пограничном состоянии: сильная тревога, панические атаки. Это было, правда, очень трудно.
А как бы вы описали природу страха?
Страх для меня — очень большой ресурс. Мозг так устроен, что у нас есть страх от неизвестности. Мы боимся смерти по причине того, что человек просто не знает, что будет после. А будет ли что-то вообще? И то же самое со страхом. Человек боится просто потому, что там пустота. В этой пустоте ты можешь нарисовать для себя всё. Человеческая фантазия безгранична. А ещё со страхом не надо бороться, это бесполезно. Нужно просто его исследовать, это мой опыт.
Назовите три выдающие женские роли и актрис, которые их исполняли.
А вот то, что я называла, чтобы особо не повторяться. Великолепная актёрская работа у Эмманюэль Берко в «Моём короле». Леа Сейду я просто очень люблю, но не могу сказать, что она прям разрывает моё сердце. Хотя она великолепна. Очень сильно люблю Еву Грин! Вот это мой топ из топов, я в неё влюбилась после «Страшных сказок». Ева Грин — феноменальная актриса, там она вытворяет просто какие-то невозможные вещи. Это тот случай, когда смотришь на актёра и не понимаешь, как он это делает. Очень советую посмотреть.
В мировой истории кино известны случаи, когда психика актёров сильно страдала от переживаемого опыта — например, Рене Фальконетти так и не вернулась в кино после «Страстей Жанны Д’Арк» у Дрейера. А Изабель Аджани несколько лет восстанавливалась после «Одержимой» Жулавского. Что помогает вам как актрисе не срастаться со своими персонажами и бережно работать с собой и образами, в которые приходится вживаться?
Психотерапия, конечно. Практики, которыми я занимаюсь. Я же ещё по второму высшему образованию психолог. Здесь я очень подкована. У меня есть специальные инструменты. Так как я с людьми работаю посредством этих инструментов, я и себе могу помочь. Нужно надевать на себя маску психолога.
В «Снах Алисы» довольно мрачная эстетика. Будет ли хоть какая-то надежда на свет? Только без спойлеров.
Конечно! А зачем тогда этот проект вообще, если бы там был бесконечный мрак?
Как, на ваш взгляд, можно описать формулу успеха сериала «Сны Алисы», который уже покорил и ещё покорит зрителей?
Сложно ответить на этот вопрос, честно. Кого-то может зацепить одно, а кого-то — другое. Это зависит от внутренних болей человека. Меня, например, эта роль цепляет ещё и по причине того, что она очень соприкасается с какими-то моими внутренними переживаниями. Особенно, когда начинала сниматься. Поэтому в меня проект, например, очень попадает.
Напоследок — чему нас должен научить сериал «Сны Алисы»? О чём мы должны задуматься после просмотра?
Я очень много работаю с людьми. Особенно последние полгода. И я понимаю, необходимо просто слушать себя, прислушиваться к своим истинным желаниям. Мы поросли в каких-то бесконечных социальных «надо», «должен», в не своих желаниях. Необходимо задать себе вопросы: «А кто я на самом деле? Чего я хочу? Чего я чувствую? Куда я хочу двигаться? В чём моё предназначение?». Мне кажется, этот проект поможет ответить на эти вопросы. Потому что главная героиня с этим сталкивается. Она проходит этот огромный путь всего лишь за каких-то пять дней.
Беседовала — София Маргацкая.
Комментарии к «Задача любого человека — примириться с собой»: интервью с актрисой Алиной Гвасалия»