Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.

Загадочная «Круть»: что скрывает новый роман Виктора Пелевина

Новый Пелевин к осени — это уже своего рода традиция и предзнаменование бурных полемик об авторе, книге и всём литературном процессе. Так уж заведено, и Виктор Олегович исправно выполняет свою роль в этом бесконечном цикле — подбрасывает народу «хлеб» (духовный), чтобы сотворить из него «зрелищ» (чаще виртуальных, но оттого не менее захватывающих).

18+
20
Фото: KudaGo / Диана Зайцева
Фото: KudaGo / Диана Зайцева

В этом году мы читаем «Круть» — то самое новое, что хорошо забытое старое. Во-первых, потому что вселенная Трансгуманизма снова вернулась к нам с уже знакомыми героями, устоями и порядками реальности, которую Пелевин создавал на протяжении последних четырёх романов. Этакий циклический процесс, о котором упоминает сам автор в контексте проявления древней силы. С другой стороны, Пелевин — мастер смысловой и литературной переработки. В его книгах знакомые образы и явления обретают абсолютно новый и неожиданный смысл, обрастают трактовками поп-культуры и совершают метафорическую реинкарнацию в стиле «а так можно было?» Примечательно, что постоянно опираясь на пласты истории, философии, актуальных вопросов и литературных произведений из папочки «основа основ», Пелевину удаётся собрать что-то абсолютно новое. Ну а если не новое, то хотя бы аллюзию на себя самого — так «Круть», словно сон во сне у Нолана, отсылается на уже написанное и сказанное автором ранее.

Главный герой романа уже знаком нам по «Путешествию в Элевсин» — это баночный оперативник Маркус Зоргенфрей. В прошлый раз он спас вселенную, но — возвращаемся к цикличности бытия — она опять грозит закончиться неминуемым апокалипсисом. Древний царь динозавров Ахилл, он же Демон Ада, хочет вернуть мезозой и динозавров в тренды, а для этого ему нужен Воин и помощник, так сказать, принимающая сторона. Из стартовой информации у читателя и Маркуса — место, откуда великое зло начнет своё шествие по вселенной. Это Ветроколония номер семьдесят два в Сибири.

Разобраться в многослойной реальности Пелевина — задачка не из легких. Зоргенфрей постоянно обращается к справке и нам выдаются краткие сводки, словно страницы энциклопедии по миру Трансгуманизма. Здорово, что читателю есть на что опереться, но роман словно становится похож на справочник. К тому же мозаичность повествования, прыжки во времени и вставки об отвлечённом, но глобальном Смысле создают некую турбулентность, усложняя и без того непростые мыслеформы автора.

«Круть», конечно, наполнена отсылками, оммажами и вполне узнаваемыми личностями. А ещё привычными для Пелевина самоиронией и гипертрофированными разговорами о феминизме. То, что всё это упаковано в тюремный сеттинг, кажется вполне себе ожидаемым — это же Виктор Олегович, он и не такое может.

Но главные мысли всё же любовно разложены по тексту, словно бонусы в сложной игре, где правила нам не рассказали. О цикличности мы говорили выше, о том, что мир захвачен злом, а добро может победить лишь из-под полы — красной нитью тянется из книги в книгу, из уст в уста героев.

В «Крути» Пелевин затрагивает ещё одну историю — смысл творчества (или всего бытия, тут уж на суд читателя). На примере песни, у которой альтер-эго Пелевина разглядело множество важных смыслов, нам показывают, что смысла-то и вовсе нет: певец на записи просто напел рыбу — текст, который пишут в черновике, чтобы потом заменить настоящим. Так нам транслируют, что настоящего по сути не существует, но именно интерпретации делают всё вокруг настоящим.

Остановитесь, подумайте и выдохните — это Пелевин, уровень сложности всегда хард. Но разве не за это мы его и любим уже как три десятка лет?

Является ли «Круть» рыбой или все же многоликость вариаций смысла сделала из неё что-то настоящее — решать каждому. Виктор Пелевин лишь напоминает, что «художник никуда никого не ведёт», так что интерпретация творчества зрителями — самая большая свобода и значимость в загадочном мире чужих идей.

Текст — Яна Миа

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Воспользуйтесь промокодом КУДАГО и получите скидку 20% на билеты. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250.
Смотреть расписание

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Дополнительная информация

Возрастное ограничение
18+
Опубликовано ID52063

Комментарии к «Загадочная «Круть»: что скрывает новый роман Виктора Пелевина»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!

Рейтинг страницы 0 из 5 (0)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!