В основе спектакля сценарий одноименного немого фильма Александра Довженко 1930-го года. Классик снимал картину о жителях села, ставших врагами после того, как был обработан чужой надел земли, и дело дошло до убийства. Это была история о коллективизации, о борьбе с кулачеством, о победе советской идеи.
Максим Диденко был сильно заинтересован революционным и постреволюционным периодом нашей истории как эпохой невиданных изменений во всех сферах, включая культуру. Но в его спектакле нет темы борьбы за колхоз. Противостояние сторон он перенес на спортивное поле, где одна команда выступает против другой. У Довженко перепаханная земля была символом безвозвратно ушедшего прошлого. У Максима Диденко земля — предмет борьбы, которому, в сущности, наша борьба и не нужна. Земля нас рождает и забирает обратно, она была и есть вне зависимости от всяких дрязг.
Земля — нечто спасительное, то, что выше всего. Выше войн, выше политики. У режиссера рождение замысла спектакля совпало с началом тяжелых событий на Украине. Это подтолкнуло его создать постановку с простым и вместе с тем таким сложным гуманистическим посылом: раскол непродуктивен, он ведет к войне и смерти. Диденко, работавший с театрами DEREVO и АХЕ, воплощает эту идею в мультижанровом стиле, где пластические и вербальные возможности отчасти теряют свой первоначальный смысл и объединяются в новую эстетическую субстанцию.
Отзывы о спектакле «Земля»