Мусоргский вдохновился идеей создать оперу, музыка которой точно бы отражала человеческую речь, была бы правдивой и реалистичной. Сюжет подсказал ему Александр Даргомыжский, чьей оперой «Каменный гость» Мусоргский так восхищался.
Мусоргскому удалось выполнить, казалось бы, невыполнимую задачу — положить на музыку прозаический, бытовой текст Гоголя. Закончив первое действие, он продемонстрировал его друзьям, сочинение имело ошеломляющий успех. Но дальше работа не двинулась, так как композитор посчитал, что кроме комического эффекта (по правде сказать, потрясающего) таким путём мало чего можно достичь в оперном жанре. Завершил оперу, дописав три действия, ученик Римского-Корсакова Михаил Ипполитов-Иванов.
В центре спектакля — «маленький человек», над которым во все времена смеялись, но который, как и любой другой, жаждет счастья. Создатели постановки на сцене ростовского театра увидели в Подколёсине русского Дон Кихота — восторженного мечтателя, страшащегося приблизиться к своей мечте. Мечта стала одной их ключевых линий постановки, в центре которой — тема одиночества, щемящего чувства, которое сковывает абсолютно всех героев «Женитьбы». Сначала они могут казаться смешными, но, если заглянуть поглубже, смеяться над ними уже не хочется…
Отзывы о спектакле «Женитьба»