Экспозиция в Одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля объединяет произведения художника Василия Коноваленко из собраний московского музея «Самоцветы», Гохрана России, Музея естественной истории в Денвере и частных коллекций.
Камнерез, ювелир и скульптор, Василий Коноваленко стал первым мастером прикладного искусства, удостоившимся в советскую эпоху персональной выставки на одной из главных экспозиционных площадок страны — в Русском музее (1973 год). Задача проекта «Во власти камня» — воздать должное этому художнику, возродившему традиции создания скульптур из твёрдых камней.
На протяжении нескольких лет Коноваленко работал в Мариинском (тогда — Кировском) театре, где наряду с легендарным Симоном Вирсаладзе придумывал декорации к операм и балетам. Замечательна его сценография к «Спартаку», «Аиде», «Борису Годунову», «Каменному цветку». Вероятно, именно работа над последним вдохновила его на погружение в мир самоцветов, у которых, как считал мастер, «можно учиться живописи».
В начале 1980-х годов Коноваленко эмигрировал в Америку, где обрёл большую популярность. Именно поэтому его произведения сегодня можно встретить, в основном, в музеях США.
В творчестве скульптора интересовали не социалистические идеи, а жизнь простых деревенских людей, романтика народного быта. Его любимые герои — сельские жители за их бесхитростными занятиями. Искусствоведы нередко проводят параллель между Коноваленко с Карлом Фаберже. Работы обоих — это всегда интересный замысел, виртуозная реализация и особое «русское чувство».
В экспозицию входят около 100 работ мастера — камнерезные объекты, графические листы, театральные эскизы и несколько незавершённых творений.
Отзывы о выставке «Во власти камня»