Начать рассказ следует с прообраза сталинских высоток, утопического проекта XX века — Дворца Советов.
В архитектурном конкурсе проектов участвовали более сотни архитекторов, включая иностранных. Победил советский зодчий Борис Иофан, который уже был известен своим проектом Дома на набережной.
Проект Дворца Советов был настолько масштабным, что на его реализацию уходили бы силы всего Советского государства. Представим масштаб здания:
- два зрительных зала на 21 000 и 6 000 мест в нижнем ярусе;
- ступенчатая конструкция, перекликающаяся с башнями Московского Кремля, чтобы важные столичные постройки выглядели единым архитектурным ансамблем;
- скульптура Ленина около 100 метров, которая возвышается над всем городом;
- вся высота около 420 метров.
Для строительства Дворца Советов выбрали территорию, на которой стоял храм Христа Спасителя. Монументальное здание XIX века взорвали и приступили к подготовке фундамента на освободившейся площадке. Но война помешала реализовать столь масштабный проект. Стальные конструкции демонтировали, и материал использовали в строительстве мостов во время обороны столицы.
После войны московские архитекторы приступили к восстановлению и возрождению Москвы. И к 1947 году появились проекты высоток, которые впоследствии назовут «сталинскими».
7 сентября заложили камни в основания будущих высотных зданий:
- жилой дом на Котельнической набережной,
- высотка на площади Восстания (на Баррикадной),
- высотка на Красных воротах,
- здание МИД,
- здание МГУ,
- гостиница «Ленинградская»,
- гостиница «Украина»,
- «Зарядье».
Советские небоскрёбы, а именно их расположение и конструкция, задумывались таким образом, что въезжавшего в город с юга по набережной высотки встречали бы по нарастающей — высотка на Котельнической (176 метров), высотка в Зарядье (275 метров), а потом уже Дворец Советов (почти 420 метров).
«Зарядье»
Но красивая задумка так и не воплотилась в жизнь. Планы «разрушила» непостроенная высотка «Зарядье». Её планировали возвести на месте некогда густонаселённого одноимённого района, буквально под стенами Кремля.
Архитектором высотки выступал Дмитрий Николаевич Чечулин, который курировал строительство всех высоток, но был проектировщиком сразу двух высотных зданий — на Котельнической и в Зарядье.
Все высотки строились поэтапно, и высотку в Зарядье проектировали самой последней. На момент смерти Сталина успели заложить только фундамент, на котором уже позднее построили гостиницу «Россия».
Высотка на Котельнической
Пожалуй, это самая любимая у москвичей и туристов высотка — она самая фотогеничная. А ещё она часто появляется на туристических снимках благодаря максимально близкому расположению к Кремлю. Высотка на набережной не просто самостоятельное здание, а огромный жилой комплекс, состоящий из трёх корпусов: А (выходит фасадом на Москву-реку), Б (главный корпус со шпилем), В (выходит фасадом на Яузу). Внутри этого комплекса располагается крытая парковка, на крыше которой разбит парк, установлены спортивные и детские площадки).
Мало кто знает, что корпус А, который расположен вдоль Москвы-реки, был построен ещё до войны, как часть проекта обычного жилого дома всё того же архитектора Дмитрия Чечулина. После решения о строительстве высотки на Таганском холме уже построенный корпус присоединили к корпусу со шпилем, а третий корпус В (где сейчас работает кинотеатр «Иллюзион») достроили для симметрии всего здания.
За строительство этого небоскрёба отвечал Лаврентий Павлович Берия, а жильцами дома были в основном учёные, работавшие в атомной промышленности, сотрудники НКВД, а также артисты эстрады, театра и кино (в этом материале мы подробно рассказываем об адресах советских артистов в Москве, в том числе о том, кто жил в высотке на Котельнической).
Высотка на площади Восстания (она же высотка на Кудринской площади, она же высотка на Баррикадной)
Одно из самых заметных зданий, которое встречает вас при выходе со станции метро «Баррикадная». Корпус за шпилем тянется вверх на 33 этажа, из которых жилых только 22, а остальные служебные и технические. В боковых корпусах здания располагаются по 17 жилых этажей. Между всеми корпусами есть внутренний проход, кроме нижнего вестибюля. А ещё в заднем фасаде высотки спроектировали кинотеатр «Пламя», но до наших дней он не сохранился.
Высотка славится тем, что именно она «снялась» в фильме «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Героини фильма подходили именно к этой высотке, открывали парадную дверь, но оказывались уже в главном подъезде высотки на Котельнической набережной. Таким образом, в картине фигурируют сразу два советских небоскрёба.
Высотка на Красных воротах
Ворот уже давно нет, а вот станция метро и высотка с одноимённым названием существуют. Архитектором этой высотки был Алексей Душкин. По его задумке, в главном корпусе со шпилем должно было располагаться правительственное учреждение (сейчас там Министерство путей сообщения), а в боковых корпусах спроектировано 276 элитных квартир. Размеры квартир варьируются от 2 до 5 комнат, но есть и малометражки — для домработниц. Также в высотку встроен вестибюль станции метро «Красные ворота», поэтому это здание считается одним из самых сложных в плане проекта.
Здание МИД
Самая закрытая от посетителей высотка, так как в ней располагается Министерство иностранных дел. Здание, как и все предыдущие, состоит из трёх корпусов, а левый корпус, фасад которого выходит на Арбат, был построен ещё до войны. При проектировании небоскрёба готовый корпус присоединили к новому зданию.
Изначально высотку не планировали украшать шпилем. Он появился уже после завершения строительства, поэтому пришлось проектировать более облегчённую конструкцию.
А ещё это здание двухцветное — верхняя часть светлее нижней. Всё потому, что верх почистили, а низ, потемневший за 70 лет, так и оставили. Обещают в ближайшие годы очистить здание полностью.
Здание МГУ
Над Воробьёвыми горами возвышается одна из самых заметных высоток из всех — здание МГУ. Его высота 183,2 метра. В центральном корпусе 32 этажа, его занимают учебные аудитории, а в боковых корпусах расположены общежития. К МГУ относится не только главный корпус, но и студенческий городок за ним.
Гостиница «Украина»
Гостиница «Украина» — второй по высоте сталинский небоскрёб после здания МГУ (206 и 240 метров соответственно). Она представляет собой огромный гостиничный комплекс в корпусе со шпилем и жилыми квартирами в боковых корпусах. В лобби отеля сохранилось шикарное убранство 50-х годов, а также макет центра Москвы 70-х годов.
Гостиница «Ленинградская»
Это самая маленькая, но и самая дорогая сталинская высотка. Связано это с тем, что в отделке использовались дорогостоящие материалы. Архитектором выступил Леонид Поляков, который возвёл здание высотой 139 метров. Высотку полностью занимает гостиница на 349 номеров. Номера были маленькие, около 12 м². Представьте, каково было советским гражданам жить в таком тесном номере, да ещё и с незнакомым человеком (такое соседство в гостинице было нормой в СССР).
Все высотки являются единым архитектурным ансамблем. Когда было объявлено о реализации таких масштабных проектов, многие москвичи не имели своего собственного жилья, и, конечно, далеко не все жители города были рады столь дорогостоящему строительству. Но теперь эти высотки являются одними из главных достопримечательностей Москвы и создают узнаваемый облик нашего города.
Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.
Комментарии к «Семь сестёр и их судьба: истории сталинских высоток в Москве»