«Артаксеркс, Аман и Эсфирь», Рембрандт Харменс ван Рейн
Библейский сюжет, в котором Эсфирь, жена царя Артаксеркса, разоблачает предательство визиря Амана, на полотне Рембрандта превращается в полную драматизма историю о человеческих отношениях, добре и зле. Эмоциональное воздействие усиливает уникальная живописная манера, присущая позднему Рембрандту, — неповторимый эффект мерцания света на полотне.
«Артаксеркс, Аман и Эсфирь» — самая многострадальная картина Рембрандта. В 1819 году она была повреждена при пожаре, и её три раза переносили на новый холст, но не слишком удачно. К счастью, четвертая реставрация увенчалась успехом.
«Девочка на шаре», Пабло Пикассо
«Девочка на шаре» — одна из самых известных и значительных работ «розового периода» Пабло Пикассо. На картине всего две основные фигуры – балансирующая на шаре хрупкая девочка и сидящий на кубе могучий атлет. Это произведение воплощает принципиальные различия и одновременно неразрывную связь мужского и женского начал, движения и статики, гибкости и силы. В соотношении фигур наблюдается интересный оптический эффект. Если закрыть атлета, балансирующая девочка тут же зрительно утрачивает равновесие, и создается впечатление, что она падает с шара. Если закрыть девочку, атлет оказывается «прикован» к кубу, и кажется, что он никогда не сможет подняться.
«Голубые танцовщицы», Эдгар Дега
«Голубые танцовщицы» признаны одной из лучших работ Эдгара Дега на тему балета. Особенность произведений этого художника — необычные ракурсы, которые создают впечатление, будто художник «подсматривает» за своими персонажами с самых неожиданных точек. «Голубые танцовщицы» — не просто воплощение грации и изящества прекрасных девушек, но и глубоко символичное, концептуальное произведение. По мнению исследователей, его главная особенность в том, что на полотне изображены не четыре девушки, а одна в различных фазах своего движения, иллюстрирующего бесконечный круговорот не только танца, но и самой жизни.
«Портрет Жанны Самари», Пьер Огюст Ренуар
Портреты актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари Пьер Огюст Ренуар писал несколько раз. Картина, которая экспонируется в Пушкинском музее, считается подготовительным этюдом к парадному портрету актрисы. Последний можно увидеть в Эрмитаже.
Но искусствоведы единогласно сходятся на том, что это лучший из всех ренуаровских портретов Жанны Самари. Изображение юной актрисы полно грации, непринуждённости и одновременно задумчивости. Оригинал картины обладает необычным оптическим эффектом, который не способны передать репродукции: при взгляде под определённым углом зеленое платье Жанны становится синим.
«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог
Однажды вечером, проезжая по дороге близ Арле, Винсент Ван Гог стал свидетелем необыкновенного оптического явления: в лучах заходящего солнца ряды виноградников вспыхнули яркими оттенками красного, словно погружаясь в языки пламени. Так появилась картина, которую Ван Гог переосмыслил в глубоком философском, символическом и трагическом ключе. В жёлто-красном огне солнца, символизирующем течение жизни, работающие на винограднике люди выглядят чёрными головешками, они словно сгорают и превращаются в дым и прах в процессе ежедневного изнурительного труда. «Красные виноградники» — одна из двух работ, которые Ван Гогу удалось продать при жизни.
«Пьеро и Арлекин», Поль Сезанн
У этой картины Пушкинского музея интересный подтекст. Исследователи творчества художника сходятся на том, что на полотне изображён ярко выраженный конфликт, но расходятся во мнениях в вопросе его сущности. Что означает противопоставление подтянутой пружинистой фигуры высокомерного Арлекина, облачённого в пылающее красным трико, и рыхлого, апатичного Пьеро в гипсово-белых одеждах? Почему Пьеро исподтишка толкает Арлекина сзади кулаком? Являются ли герои картины свободными властелинами карнавала красок, в который погружаются люди искусства, или они — просто марионетки на верёвочках? Каждый отвечает на эти вопросы по-своему.
«Нападение ягуара на лошадь», Анри Руссо
Анри Руссо, представитель примитивизма, был мечтателем и романтиком. Он любил рассказывать о путешествиях по Мексике и охоте в джунглях, хотя ни разу в жизни не выезжал из Парижа. Источником вдохновения для его тропических лесов были растения Ботанического сада, а хищников он изучал по чучелам в Зоологическом музее. «Нападение ягуара на лошадь» погружает зрителя в мир живого и непосредственного детского восприятия, в котором цветы и травы оказываются больше животных, а ягуар скорее играет с лошадью, чем пытается причинить ей вред. Картины Руссо удивительно трогательны, они напоминают нам о том, как мы воспринимали мир в детстве.
Комментарии к «Картины Пушкинского музея»