Впрочем, Погребничко не был бы самим собой, если бы руководствовался исключительно топонимикой: название театра отражает и его идеологию, служит своего рода манифестом, в котором провозглашается свобода творчества, а также говорится о намеренном уходе в сторону — от всего традиционного. Труппа «Около дома» Погребничко на протяжении своей деятельности много гастролировала по миру и в итоге заслужила за рубежом статус главного авангардного театра России.
А начиналось все с любительской театральной студии на окраине Москвы, основанной в 1970 году режиссером Вячеславом Спесивцевым. Спустя пять лет студия превратилась в профессиональное объединение — стала называться Московским Молодежным театром — и переехала в здание на Красной Пресне. В перестроечные годы руководство сменилось, и у руля нового, по сути, театра встал режиссер Юрий Погребничко, за плечами которого на тот момент уже был опыт работы на Камчатке и в других регионах страны, а также сотрудничество с Юрием Любимовым в Москве.
Многие коллеги посмеиваются над Погребничко: поводом для шуток становится выбор режиссером произведений для постановок. Более 30 лет режиссерской деятельности круг авторов, как и круг текстов, остается неизменным. В творческом портфолио — четыре (!) «Старших сына» по Вампилову, «Три мушкетера» — в трех же экземплярах, несколько «Вишневых садов», то же самое происходит с «Лесом» Островского... Сам Погребничко, уподобляясь коллегам, отшучивается: говорит, новое читать «просто лень», на самом же деле считает: в российской жизни ничего не меняется, на вечные вопросы до сих пор ищутся вечные ответы, а потому — зачем изобретать велосипед? Кроме того, работая над постановками по одним и тем же текстам, мастер каждый раз совершенствует форму, делает свои сценические творения все тоньше и глубже, подобно Бетховену или Вагнеру, посвятивших всю жизнь написанию одного лишь произведения. Еще одна причина — смена актерских составов. Если в театр приходят другие артисты, Погребничко считает нужным сделать для них новый версию существовавшего ранее спектакля.
В театре «Около дома Станиславского» любят коллажные постановки, в которых синтезируется сразу несколько видов искусств: есть место музыке, поэзии, пластике. «Программным» в этом плане можно считать спектакль Александры Толстошевой «Я помню» на стихи Пушкина, Визбора и Окуджавы или лирическую комедию по пьесе Петрушевской «Лестничная клетка». Авангардный театр не обходится без детских постановок, поэтому в репертуаре есть сценическая версия знаменитой сказки Туве Янссон — «Муми-Тролль и комета», вот уже более семи лет неизменно собирающая аншлаги. Среди премьер — «Чевенгур», «Портрет Мадонны» и постановка-мастер-класс от молодых московских артистов «Фрагменты».
Спектакли театра проходят на принадлежащей труппе Погребничко малой, репетиционной сцене на 80 мест — в театре так и не смогли восстановить сгоревшую в 2004 году основную сцену, — а также других театральных площадках Москвы. Несмотря на стесненные условия, артисты ведут полноценную творческую жизнь, часто выезжают с гастролями за границу, становятся лауреатами фестивалей всероссийского и международного масштабов.
Отзывы о Московском театре «Около дома Станиславского»