Растворяясь в Вечном
Выходец из семьи петербургских аристократов и интеллектуалов Борис Смирнов-Русецкий (1905—1993) был последователем школы Архипа Куинджи. Он учился во ВХУТЕМАСе, знал Андрея Белого и Максимилиана Волошина, ходил на лекции Павла Флоренского, вёл переписку с Василием Кандинским. Колоссальное воздействие на формирование его мировоззрения оказали философия и эстетика Николая Рериха.
В своих работах Смирнов-Русецкий стремился проникнуть в «нездешнее», построить невидимый мост между земным и небесным, реальным и фантастическим.
Борис Смирнов-Русецкий:
«Искусство, в любых его формах, должно зажигать сердца».
Пейзажи художника — это не просто изображения ландшафтов, но попытка представить природу думающей и чувствующей, соприкоснуться с тайнами бытия, увидеть нечто новое и неизведанное за тонкой тканью нашего мира, обрести мудрость и особенное знание, передать абсолютную красоту всего сущего, выразить Беспредельность в великом и малом.
Картины Смирнова-Русецкого завораживают и притягивают. В них словно содержится некая истина, которую хочется впустить в свою душу. Эти полотна одновременно лиричны и величественны.
Для стиля мастера характерны лаконизм и предельная обобщённость композиций в сочетании со сложной разработкой красочного слоя.
Горы, деревья, небо, озёра, цветы — художник писал самые простые вещи, но его произведения наполнены такой мощью и духовностью, что воспринимаются как философская поэзия, переложенная на язык красок.
«Ростки бессмертия»
В 1923 году Борис Смирнов-Русецкий, Пётр Фатеев, Вера Пшесецкая и Александр Сардан организовали творческое объединение, которое по предложению Николая Рериха получило название «Амаравелла» (в переводе с санскрита — «Ростки бессмертия»). Художники продвигали идеи русского космизма, суть которого — в восприятии человека и Вселенной как единого целого.
Из манифеста объединения «Амаравелла»:
«Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса — в человеческих обликах, пейзаже и отображении абстрактных образов внутреннего мира».
Члены «Амаравеллы» находились под влиянием Елены Блаватской, Микалоюса Чюрлёниса, Виктора Борисова-Мусатова и, собственно, Николая Рериха. И всё это — с оглядкой на философию Востока.
Участники «Амаравеллы» стремились расширить горизонты сознания, откликнуться на космические зовы и веления, охватить сложность и многомерность земного бытия, чутко воспринять его сокровенные тайны.
Комментарии к «Борис Смирнов-Русецкий: в диалоге с космосом»