Эль Греко был настолько неординарным художником, что специалисты не могут даже отчасти причислить его к какой-либо традиционной школе. Сегодня предлагаем поговорить об этом удивительном мастере, который стремился «делать людей святыми».
Синтетическое искусство
Живопись Эль Греко основана на уникальном синтезе направлений, школ, приёмов, концепций и взглядов. Эта многогранность связана с несколькими вещами. Во-первых, в юности художник изучал иконопись, что отразилось на его видении образа и цвета.
Во-вторых, как и многие греческие художники (а у Эль Греко было именно греческое происхождение), для изучения живописи он ездил в Венецию, где огромное влияние на него произвёл итальянский Ренессанс и маньеризм.
Каллиграфическая точность критской живописи (художник родился на Крите, находившемся в XVI веке под властью Венецианской республики), византийская иконописная традиция, эстетика Возрождения и маньеристская линия соединились в работах Эль Греко с поистине испанским мистицизмом, произведя на свет нечто исключительное.
Ведущие темы и их воплощение
Эль Греко работал с разными темами, но особое место в его наследии отводится религиозной живописи. В центре внимания мастера всегда был человек с его радостями, печалями, страхами, сомнениями, борьбой.
Эль Греко:
«Я рисую, чтобы сделать людей святыми, светлыми, потому что свет побеждает смерть… А я хочу победить смерть».
«Погребение графа Оргаса», «Снятие одежд с Христа», «Апостолы Пётр и Павел», «Тайная вечеря», «Агония в саду» — к какому полотну Эль Греко мы бы ни обратились, в глаза неизменно бросаются сдержанная цветовая палитра, удлинённость лиц и фигур, «театральное» построение пространства, общая драматичность композиции.
Эль Греко был популярен при жизни, а вот после смерти художника о нём забыли вплоть до XX века. Сейчас его талант признан повсеместно, и многие считают, что мастер на 300 лет опередил экспрессионизм, кубизм и другие ветви модернизма.
Комментарии к «Эль Греко: искусство, побеждающее смерть»