Контекст и влияние
Творчество Корреджо (настоящее имя — Антонио Аллегри) относится к Высокому Возрождению. Это относительно короткий период в истории искусства (всего порядка 30 лет), который принято отсчитывать от 1490-х годов, когда Леонардо да Винчи создал «Тайную вечерю», и ограничивать годом разграбления Рима — 1527.
Сложность композиции, внимательное изучение человеческого тела, отсылки к классической античности, постепенное проявление приёмов маньеризма — таковы ключевые черты живописи Высокого Возрождения.
Но вернёмся к Корреджо. О его жизни информации не так уж много. Известно, что он брал частные уроки живописи у художника из Феррары, затем отправился в Мантую, где открыл для себя творчество Андрея Мантеньи. На него также оказали влияние Лоренцо Лотто, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Доссо Досси.
От Ренессанса к барокко
В работах Корреджо заметны две тенденции эпохи: постепенный отказ от героических идеалов Возрождения и формирование новых пластических форм. Картины мастера — это мягкая грация и интимное очарование. Его произведения наполнены тёплым светом, который делает фигуры и предметы полупрозрачными, наполняет пространство воздушностью и почти магическим сиянием.
Со всей виртуозностью он передавал чувственную прелесть молодости. Огромное внимание мастер уделял проработке поз персонажей, зачастую придавая им некоторую театральность.
Работы Корреджо с мифологическими сюжетами — это выплеснутые на холст эротика и гедонизм. Неудивительно, что на них ориентировались многие мастера рококо. Примеры — «Леда», «Даная», «Ганимед», «Юпитер и Ио».
Художнику приходилось создавать в том числе монументальные произведения, но даже для этих масштабных росписей характерны игривая лёгкость и декоративное изящество. Главной работой его жизни можно считать оформление купола собора в Парме. Это творение поражает своей грандиозностью и экспрессией.
Тициан Вечеллио, художник:
«Переверните купол и заполните его золотом, даже тогда вы не сможете в полной мере оценить картину».
Во фресках зрелого периода можно заметить поиски Корреджо сложных ракурсов, попытки построить вихреобразную композицию. Всё это вкупе с динамикой и чувственностью кисти художника стало предвестниками живописи барокко.
Комментарии к «Корреджо: первая ласточка барокко»