Кафе-мороженое «Лягушатник»
Невский просп., д. 22-24В дореволюционное время в здании, принадлежавшем лютеранской Петрикирхе, находилось первое российское кафе «Доминик». Ресторан закрылся после революции 1917 года и возродился в 1960-е годы как кафе-мороженое «Лягушатник». Безымянное заведение получило народное название благодаря зелёной обивке полукруглых плюшевых диванов.
При рассказе о «Лягушатнике» важно отметить роль кафе-мороженых в СССР. После революции производство десерта было кустарным. В начале 30-х годов чиновники отправились за новыми технологиями в Америку, после чего увлеклись идеей собственного промышленного производства мороженого. Для этого построили первые хладокомбинаты и обширные розничные сети торговли, а в Ленинграде из-за трудных жилищных условий особенно прижилось кафе-мороженое. Вместо коммуналок молодёжь предпочитала проводить свободное время в кафе, и одним из любимых мест стал «Лягушатник».
Кафе быстро стало успешным благодаря удачному расположению рядом с РГПУ им. Герцена и ФИНЭКом и доступным ценам в меню. Студенты посещали кафе до 15:00, а ближе к вечеру в заведении собирался диссидентский бомонд.
«Лягушатник» состоял из двух залов: кафе быстрого обслуживания и ресторана. Одним из завсегдатаев заведения был Виктор Цой, который заказывал в кафе 200 граммов ассорти мороженого с вареньем и запивал десерт кофе-гляссе.
Что находится сейчас: В начале ХХ века на месте «Лягушатника» работало первое в городе интернет-кафе. В 2018 году в здании попытались восстановить исторический ресторан «Доминик» под названием Paclette, но он вскоре закрылся.
Сейчас в здании работает демократичный ресторан Marketplace.
Андеграундное кафе «Сайгон»
Невский просп., д. 49Кафе в здании гостиницы «Москва» стало любимым заведением представителей современного искусства, неформалов и героев андеграунда, которых не признавали в советские годы. Изначально заведение называлось «Подмосковье», так как оно находилось под рестораном «Москва». Потом оно приобрело название «Петушки», поскольку художник Евгений Михнов расписал стены большими петухами. Легендарное название «Сайгон» кафе получило благодаря стражам порядка.
По воспоминаниям Олега Гаркуши («АукцЫон»), милиционеры «всегда находились около „Сайгона“, чтобы забирать тех, кто не соответствовал». Внимание привлекали гребень на голове, остроносые ботинки, обрезанный галстук, чёрные очки. В уголовном розыске говорили, что «„Сайгон“ стал центром притяжения доморощенных „хиппи, панков и прочей плесени“».
«Сайгон» посещали Виктор Цой, Константин Кинчев, Юрий Шевчук, Александр Васильев, Михаил Науменко, Евгений Рейн, Иннокентий Смоктуновский, Борис Смелов, Михаил Шемякин, Евгений Михнов, Сергей Довлатов.
Рядом с «Сайгоном», на Стремянной, 9, находился его филиал — кафе «Эльф». Сквер возле «Эльфа» на пересечении Стремянной улицы и Дмитровского переулка получил название «Эльфийский садик» и служил местом встреч «сайгоновцев».
Что находится сейчас: «Сайгон» закрыли в 1989 году. После ремонта на его месте открылся магазин итальянской сантехники, а затем магазин аудиопродукции. В 1990 году Шемякин и Рейн попробовали создать в бывшем «Сайгоне» мемориальный центр, но идея провалилась. В 2001 году в здании вновь открылась гостиница, сейчас она называется Radisson SAS Royal hotel. О «Сайгоне» напоминает мемориальная табличка, которую можно увидеть на стене гостиничного бара.
Главный ленинградский ресторан «Нева»
Невский просп., д. 46
До революции в здании Московского купеческого банка находился ресторан-закусочная и первый петербургский фастфуд «Квисисана». В 1961 году кафе перестроили и открыли на его месте комплекс, в который вошли ресторан «Нева», кафе и кондитерский магазин «Север» (бывший «Норд»). Однако старожилы ещё долго называли ресторан «бывшей „Квисисаной“». В «Неве» обустроили небольшой зимний сад со стеклянным полом, а окна банкетного зала выходили на Невский проспект.
Чтобы быстрее обслуживать посетителей, в ресторане организовали экспресс-зал с крутящимся столом.
Директор ресторана и автор песни «Синий платочек» Михаил Максимов проводил в ресторане недели зарубежной кухни: болгарской, китайской, индийской. В заведении устраивали тематические и семейные обеды («рыболовов и охотников», «папа, мама и я обедаем в ресторане»), демонстрировали новые моды и прически, проводили кулинарные консультации и выставки, например, по использованию в меню морепродуктов, которые стали активно предлагать советской публике.
На базе «Невы» создали единственные в городе Высшие кулинарные курсы, студенты которых проходили практику в цехах ресторана и кафе. На занятиях будущие шеф-повара готовили блюда ресторанной кухни Петербурга конца XIX века с их французскими названиями: беф були (говядина отварная), беф штуфат (говядина шпигованная тушёная), мутон чопс («мутон»-баран, «чопс»-кусок), баранина нуазет («нуазет»-жареный картофель шариками), папьет из-судака (рулетики из филе судака, припущенные в промасленной бумаге), зразы «Нельсон», индейка «ламберти», котлеты «шофруа».
Среди знаменитых блюд ресторана, за которыми приезжали туристы, значились щи невские, бульон с аппетитными блинчиками, филе ароматное, профитроли в шоколадном соусе, мороженое «Лакомка» и торт из «Севера» с фирменным знаком «белый медведь». Ресторан не сохранился, однако некоторые из этих блюд до сих пор можно попробовать в кафе «Север». Подробнее о нём мы расскажем в нашем следующем материале, посвящённом сохранившимся ленинградским кафе.
Что находится сейчас: В 2008 году на историческом месте расположилось кафе «Север», которое включено в Красную книгу знаковых мест Петербурга. Это значит, что назначение здания не подлежит изменению.
Желаем вам приятного путешествия по заведениям Ленинграда. В следующем тексте мы расскажем о советских кафе, которые сохранились до наших дней. В предыдущих рассылках из серии «KudaGo в Петербурге прошлого» вы можете прочитать о самых известных дореволюционных ресторанах и исторических кафе, которые вы можете посетить до сих пор.
А ещё мы советуем вам пройти наш тест для влюблённых в Петербург и проверить, знаете ли вы городскую архитектуру.
Комментарии к «KudaGo в Петербурге прошлого: 3 знаменитых ресторана Ленинграда»